Warning
: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/сайт/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php
on line 447
Чтобы питание детей было налажено на высоком уровне, отличалось разнообразием и сбалансированностью, школьные повара должны иметь соответствующее образование и высокую квалификацию.
Нормативное положение о школьной столовой определяет отношения между родителями или законными представителями детей и общеобразовательным учреждением. В соответствии с ним определяется порядок, по которому организуется питание детей в школьной столовой. Штат школьной столовой определяется уставом школы, и это учитывается при получении лицензии образовательным учреждением. Как будет школьная столовая функционировать и обеспечиваться, решает администрация школы.
Положение о школьной столовой регулируется федеральными законами и другими Указами и распоряжениями Правительства РФ. После Положение утверждается директором школы в соответствии с документами исполнительных органов субъектов РФ. Ученики обеспечиваются горячим питанием на основании договора между школой и родителями. Питание участников образовательного процесса организуется и производится в полном соответствии с правилами противопожарной безопасности, техники безопасности, а также оно должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
В основные задачи Положения входят два основных пункта: сформировать здоровый образ жизни учащихся и воспитывать их культурное самосознание. Организацию питания следует осуществлять в соответствии с единым цикличным меню, а также следует организовать дополнительное питание по желанию через буфет. Школьные повара должны обеспечивать наличие продукции, приготовленной на месте, горячий чай, кофе. Молочная продукция должна поставляться в буфет два раза в неделю.
Для учета количества учащихся, которые в школе получают питание, необходим зав производством в школьную столовую. Он и классный руководитель ежедневно отчитываются перед бухгалтерией о фактическом количестве детей, получивших питание. Кроме обедов, дети получают завтраки, а те учащиеся, что посещают ГПД, также должны быть обеспечены горячими обедами. Работа столовой при школе обычно начинается в 8 часов утра и продолжается до 16 часов пополудни. Продукция из буфета отпускается только за наличный расчет, как учащимся, так и сотрудникам школы.
Обеды, а также завтраки отпускаются только по заявке, которую классный руководитель подает накануне. Учителя либо классные руководители в обязательном порядке сопровождают детей до столовой в соответствии с поданными заранее списками, а также несут ответственность за них и за питание, которое отпускается по спискам.
Порядок в школьной столовой в течение учебного процесса должны обеспечивать работники столовой, для этого им в помощь выделяются дежурные из класса, который дежурит по школе, они же помогают сотрудникам столовой накрывать разносить напитки в стаканах и хлеб, а также накрывать столы к обеду. Каждый классный руководитель приводит свой класс и отвечает за порядок в столовой и организацию питания своего класса. Стоимость блюд регулируется приказом по УО. Организация питания должна соответствовать требованиям, предъявляемым санитарно-эпидемиологическим расписанием. Если произошло пищевое отравление или выявлен случай острой кишечной инфекции, администрация школы обязана проинформировать местные органы Госсанэпиднадзора.
К сотрудникам столовой предъявляются правила личной гигиены, которые должны соблюдаться неукоснительно. Все лица, работающие в столовой, обязаны быть здоровыми и пройти медицинский осмотр, в первую очередь обязан иметь медицинские документы требуемого образца принятый повар в школьную столовую. Медсестра школы перед каждой сменой обязательно осматривает открытые части тела сотрудников столовой для выявления гнойничковых повреждений кожи.
Управление столовой в школе должно осуществляться по документам, соответствующим законодательству РФ и Уставу школы. Общее руководство столовой возложено на директора школы. Непосредственно школьной столовой руководит зав производством, он же в пределах своих должностных обязанностей несет ответственность перед родителями, учащимися и руководством школы.
В зависимости от количества учащихся рассчитывается количество поваров в школьной столовой. На заведующего производством возлагаются и другие обязанности: он должен подготовить и представить руководству документы о питании учащихся, разработать положения о школьном буфете и школьной столовой, издать приказ о выдаче учащимся молочной продукции, составить график, по которому будут питаться ученики и сотрудники школы. Также он составляет ежедневное меню, прописывает должностные инструкции для своих сотрудников, ведет плановую и учетную документацию, а также технологическую документацию.
Штат школьной столовой комплектуется в соответствии с Уставом школы и регламентируется им же. Трудовые отношения между школой и работниками школьной столовой регулируются в соответствии с ТК РФ. На работников столовой возложена ответственность за своевременное приготовление качественной пищи, они обязаны информировать учеников и учителей о ежедневном рационе, также в их обязанность входит снятие проб для определения качества приготовленной пищи. Все оборудование сотрудники должны правильно хранить и эксплуатировать. Режим работы столовой должен соответствовать потребностям учащихся и сотрудников. Также им необходимо регулярно повышать свою квалификацию и подавать отчеты руководству школы в порядке, установленном Уставом школы.
Финансирование столовой осуществляется из нескольких источников, это плата родителей за завтраки и обеды, деньги идут на закупку продуктов и на приготовление пищи. Также средства поступают за счет реализации продуктов питания через буфет. Выделяются целевые субсидии для малообеспеченных учеников из средств городского или местного бюджета. На всю продукцию, реализуемую через буфет, устанавливается торговая наценка, ее размеры утверждаются законодательством. Плату за горячее питание родители вносят на лицевой школьный счет, основанием служит квитанция. Все отчеты обязательно предоставляются бухгалтерии как отчетность по школе за конкретный период. Бухгалтерия каждый квартал снимает остатки продуктов по столовой и буфету, выражая их по количеству и по денежной сумме.
Контролируют рациональность питания и нормы гигиены сотрудники санэпиднадзора. Органолептические показатели до поступления пищи на столы учащимся контролирует комиссия, ее утверждает директор школы раз в году, в ее составе должно быть как минимум три человека, включая медработника. Контролирует поставку продуктов по контракту комитет образования.
В соответствии с основными принципами питание должно соответствовать энергетической ценности, удовлетворять физиологические потребности в питательных веществах растущий организм ребенка, обеспечивать удобный режим питания. Чтобы достичь поставленных целей, сотрудники столовой готовят завтраки, обеды и полдники. Выпекают изделия из теста, готовят полуфабрикаты, организуют и обслуживают праздники, вечера и другие мероприятия. Они же реализуют через буфет готовую продукцию. Создают и обеспечивают нужное количество посадочных мест в столовой.
Помимо платных обедов и завтраков столовая предоставляет бесплатное питание некоторым учащимся в виде социальной помощи тем детям, средний доход в семье у которых ниже прожиточного минимума по региону. Для социально незащищенных учащихся, посещающих группу продленного дня, предоставляются бесплатно и завтраки, и обеды. Для тех, кто в группу продленного дня не ходит, предоставляют только завтраки.
За деятельность пищеблока и столовой ответственность возложена на директора школы, равно как и за своевременный ремонт помещения. За мебель, ее наличие и состояние, за технологическое оборудование кухни также отвечает директор. А также он несет ответственность за своевременную оплату труда работников.
Для того чтобы горячее питание для школьников постоянно совершенствовалось и содержало все необходимые растущему организму вещества и витамины, необходим зав производством в школьную столовую.
Проблема здоровья школьников остается актуальной на сегодняшний день. Врачи по-прежнему отмечают высокий процент хронических заболеваний, приобретаемых в школьном возрасте. И среди них ведущее место занимают заболевания желудочно-кишечного тракта.
Основную причину этого специалисты видят не только в недостатке знаний у детей и взрослых о здоровом питании, но и в низком уровне квалификации персонала школьных пищеблоков, плохой обеспеченности столовых технологическим и холодильным оборудованием. Продолжая тему о школьном питании и комбинатах школьного питания, предлагаю очередную статью об отравлении школьников в мае и о том, как организовано школьное питание в московских школах.Автор Светлана Михайлова
11 мая 2012г.
Майские праздники для некоторых оказались совсем не праздничными. Например, для школьников из Тулы, оказавшихся в больнице с диагнозом «острая кишечная инфекция». Как показала проверка, проведенная прокуратурой, причиной заболевания стала вопиющая антисанитария в школьной столовой. И эта ситуация типична - в большинстве случаев массовые отравления учащихся случаются из-за пренебрежения сотрудниками пищеблоков санитарными и технологическими нормами. Московские школьники, правда, пока еще «держатся» - но неизвестно, надолго ли хватит здоровья детей если учесть, что творится с питанием во многих школах столицы.
Наиболее проблемными можно назвать два округа - ЗАО и СЗАО. Именно отсюда чаще всего поступают жалобы на отвратительное питание в школьных столовых. Вот, например, школа № 64. Родители учеников отзываются о детском меню так: «Это действительно отвратительно! Склизкие макароны с каменной котлетой, в которой панировки в 2 раза больше чем мяса. А мясо, видимо, забрала та бомжеватого вида тетка, которая называется сотрудником пищеблока». В школе № 811 ситуация не лучше: «Даже мои неизбалованные дети отказываются есть то, что в меню 811 школы гордо называют творожным пудингом! А суп из цветной капусты похож на похлебку для собак-вегетарианцев! Может быть, это и полезно, но в исполнении наших поваров несъедобно!».
Подобные комментарии можно цитировать бесконечно - родители выражают свое недовольство давно и, к сожалению, безрезультатно. Свои претензии они адресуют КШП «Коникс-Школьник», ГУП комбинат питания «Школьник» и КШП «Логарифм» - компаниям, которые весьма плотно «оккупировали» учебные заведения этих двух округов. Причем по слухам все эти компании подконтрольны одному и тому же человеку. И, если копнуть чуть глубже, выясняется, что низкое качество питания вполне объяснимо. Судя по отзывам людей, работавших на этих предприятиях, обстановка там невыносимая - зарплаты минимальные (да и те задерживают), в итоге персонал - крайне неквалифицированный.
«Ну вот и разогнали грамотных шефов и поваров. На мойках таджики и узбеки. Посуда не промывается. По-русски не говорят и не понимают. О каком качестве может идти речь? Потому что не умеют, не знакомы с СанПиНом», - так отзываются о работе в «Коникс-Школьник» не вынесшие таких условий труда сотрудники бывшего ШБС Кунцево.
Единственный навык, которым все же в совершенстве удалось овладеть руководству комбинатов, - искусство завышения цены. То есть купить подешевле, а продать подороже, комбинаты питания ГУП «Школьник», «Коникс-Школьник» и «Логарифм» с этим прекрасно справляются. Ведь главное в этом деле - знать среди поставщиков продуктов для школьного стола тех, с кем можно хорошо договориться. И лучше всего, конечно же, покупать самим у себя.
Например, основным поставщиком «Коникс-Школьника» является практически одноименное предприятие - ООО «Коникс». В результате цены на самые ходовые продукты (яйца, хлеб, молоко, макароны) оказываются завышенными в два раза. В какой пропорции делят между собой навар поставщик продуктов и поставщик питания, остается только догадываться. Но еда от таких взаимозачетов лучше не становится.
Вызывает вопросы не только цена, но и качество продуктов, приобретаемых комбинатами школьного питания. Почему дети, например, не хотят есть даже котлеты или сосиски, ведь дома обычно они идут «на ура»? Впрочем, скорее всего, любящие родители, покупая колбасные изделия, не руководствуются принципами «что подешевле», и берут сосиски, сделанные не по ТУ, а по ГОСТу - в них мяса должно быть не менее 50%. А вот для комбинатов школьного питания «самым лучшим» становится самое дешевое, а не самое качественное. Тут сойдут и сосиски, изготовленные по ТУ - 10% мяса, 30% животного жира, кожи и мяса птиц, остальное - белково-жировые эмульсии, белковые стабилизаторы и т.д. И вы хотите, чтобы детям было вкусно? То же самое касается и мяса. Для питания учащихся можно использовать только охлажденное мясо, а не замороженное. Но на это обычно «плюют». А ведь заморозка позволяет скрыть признаки порчи продукта и поставлять к детскому столу залежалое мясо по цене свежего.
Качество продуктов, закупаемое комбинатами школьного питания, таково, что на него жалуются не только родители, но и сами сотрудники, причем не только вышеперечисленных комбинатов. Вот, например, что думает о продуктах, закупаемых комбинатом «ВИТО-1» один из его работников: «Я такое мясо даже своей собаке побоюсь дать, а этим она кормит детей».
После этого крайне резкие отзывы от родителей тех самых детей уже не удивляют: «Есть эту еду невозможно! Это отходы! Мороженые фрукты, хлеб с плесенью, рыбные палочки и прочие полуфабрикаты самого наихудшего качества. Дети ничего не едят, ходят голодными до 3 часов дня, кто и до вечера». Жалобы на некачественные продукты и использование полуфабрикатов для «питомцев» этого комбината - не редкость; «Кухня преотвартная. Еда невкусная, холодная, очень часто приготовлена из полуфабрикатов. Дети есть такое отказываются, из 20 порций на столе остается 10. Жаль денег, затраченных родителями на то, что и едой не всегда назвать хочется» - так оценивают «кулинарные изыски» от комбината «ВИТО-1» те, кому довелось их попробовать.
Неудивительно, что мало кто из поставщиков школьного питания готов открыть для посторонних глаз свою кухню - как в прямом, так и в переносном смысле. Цеха, где готовятся блюда, склады, холодильники - все это остается «за кадром». Перед глазами - только готовые блюда, которые привозятся в школьные столовые. И пойди докажи, из чего они сделаны.
Конечно, перечисленные компании - не единственные поставщики, нарушающие условия многомиллионных государственных контрактов. С января 2011 года организацию питания в образовательных учреждениях города Москвы осуществляет 23 предприятия, получивших это право на конкурсной основе. И проверки Департамента образования и Государственной инспекцией города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, показывают, что их работа часто оказывается, мягко говоря, некачественной. Так, «типичными недостатками» считается отсутствие необходимого пакета документов на продукцию; наличие в столовых продуктов, не предназначенных для питания детей и продуктов с истекшим сроком годности; отступления от меню; недостаточный ассортимент буфетной продукции… Одно из самых часто встречаемых нарушений - это неравноценная замена блюд. Например, вместо сложных овощных гарниров дети получают картофельное пюре, а вместо картофеля - рис или макароны.
Среди «проштрафившихся» компаний - ООО «Московский школьник», ООО «Коникс-Школьник», ООО КШП «Логарифм», ООО «Комбинат дошкольного питания», ООО «ВИТО-1»…
Особо отличился ГУП «Перовский школьник», который умудрился оставить детей даже без хлеба - как показала проверка, в школе №478 ГУП не просто поставляет недостаточное количество порций готовых блюд (168 порций из 178), но еще и почти вдвое снизил нормы поставки хлеба - 4770 кг вместо положенных 7160 кг). Также в этой школе в меню не были представлены фрукты и закуски, ассортимент буфета оказался крайне ограниченным - только кондитерские изделия, сок и питьевая вода. Что и говорить, скудный рацион. При этом выяснилось, что у некоторых работников столовой в санитарных книжках отсутствовали сведения о наличии прививок - в том числе и от дизентерии.
Не лучше ситуация и в детских садах - питание в них поставляют те же предприятия, и, если у школьников хотя бы есть выбор (купить что-нибудь в буфете или перекусить после уроков дома), то детсадовцам приходится либо есть то, что приготовили из некачественных продуктов неквалифицированные повара, либо ходить голодными весь день. В итоге - желудочно-кишечные расстройства, аллергии и т.д.
Каждая прокурорская проверка выявляет на кухнях детских дошкольных учреждений многочисленные нарушения санитарно-гигиенических норм. Только в марте после проверок детских садов Москвы было возбуждено 17 дел. Например, в детских садах №№125 и 763 работниками пищеблока не соблюдается режим мытья кухонной посуды, контроль качества продукции производился с нарушениями, а в довершение всех дел повара использовали для приготовления пищи остатки - то есть по сути кормили детей вчерашними объедками. В детском саду №1960 выявлены нарушения при устройстве, оборудовании, содержании пищеблока, хранении продуктов, санитарном содержании помещений. Не везде соблюдаются и правила хранения продуктов питания для детей. Например, в детском саду №776 обнаружены гнилые овощи, а в садике №328 не соблюдался температурный режим хранения. А в детском саду №701 плюс к этому еще и персонал не имел обыкновения своевременно проходить медосмотры….
И этот список можно продолжать бесконечно. Никем не контролируемое качество как поступающих продуктов, так и блюд, идущих на стол детям; персонал с недействительными санитарными книжками; вчерашний обед в качестве сегодняшнего завтрака; плохо вымытая посуда; грязь в пищеблоке… К сожалению, для питания школьников и дошкольников, такая ситуация - не исключение, а скорее норма, хотя можно ли считать это нормальным? Впрочем, с точки зрения недобросовестного поставщика - наверное, да. Зачем что-то менять, если пока еще никто не умер? А на «мелочи» типа аллергии, хронических заболеваний ЖКТ или риска подхватить дизентерию можно не обращать внимания.
Подробнее:
На родительском собрании учительница рассказала, что в школьной столовой могут обедать и родители. Пригласила приходить на обед тех, кто близко работает. Так что, если в школьную столовую приглашают родителей, значит, пропустят любого постороннего человека? А как же безопасность наших детей? - обратилась в редакцию читательница.
О безопасности школьников действительно немало разговоров. После нескольких ЧП в школах обещали ужесточить пропускной режим: поставить турникеты и пропускать учеников и учителей только по пластиковым карточкам. Поэтому «Комсомолка» отправилась в несколько столичных школ, чтобы проверить: может ли зайти на обед в школьную столовую посторонний человек. Мы обошли несколько учебных заведений в центре города недалеко от нашей редакции.
«Несколько раз остановили учителя, а дети проводили до столовой»
В гимназии на проспекте Независимости у входа встречает охранник.
А как у вас в столовую пройти? - спрашиваю.
А вы кто? - интересуется мужчина.
Просто хочу зайти пообедать.
А вас там ждет кто-то?
Нет. Пообедать хочу, - повторяю снова. - Можно зайти? Я ненадолго.
Охранник недоверчиво смотрит, но пропускает в школу. Столовая здесь расположена далеко от входа. Иду в ту сторону, куда показал охранник, но упираюсь в стену. Дети, замечая незнакомого человека, оборачиваются.
Девочки, а как в столовую пройти?
Две ученицы начинают рассказывать: подняться по лестнице - пройти налево - спуститься. Понимают, что я не запомнила, и тут же говорят:
Давайте мы проведем! - девочки идут со мной почти до самой столовой.
А вот здесь налево, - говорят ученицы и убегают на урок. Поворачиваю не туда и попадаю в спортзал.
А вы куда? - останавливает меня учительница в спортивной форме. Объясняю, что хочу попасть в столовую, и она показывает мне, куда надо повернуть.
В сегодняшнем меню пюре, рыба и грибной суп. Еда выглядит аппетитно и по-домашнему. В буфете можно купить салаты, свежие овощи, бутерброды и сладости. Да и цены не кусаются. Самый дорогой салат - с крабовыми палочками, стоит 82 копейки.
Итак, в гимназическую столовую мы попали. Правда, понадобилось несколько минут, чтобы объяснить вахтеру и учителям, кто я и что делаю в школе.
«Снимите верхнюю одежду и запишитесь в журнал»
В школе недалеко от проспекта пропускная система показалась серьезнее, чем в гимназии. Не успела я поздороваться, как меня попросили записаться в журнал посещений.
А в столовую можно попасть?
Да. Имя, фамилию напишите, - протягивает журнал вахтер.
Беру ручку, записываюсь.
А цель визита, - спрашиваю, - какую писать?
Так и пишите: в столовую.
Теперь под серьезным записями «к директору», «в приемную» красуется моя «в столовую».
Вы у нас были уже?
Нет, - отвечаю.
Мне подробно рассказывают, как пройти в столовую. В школе немноголюдно: у детей урок. По дороге встречаю пару учителей. Они внимания на незнакомого человека не обращают, куда иду, не интересуются. На двери в столовую - листок с надписью «В верхней одежде не входить». На этом запреты в школе заканчиваются. Ради приличия снимаю куртку и отправляюсь к стойке с едой. Буфет и столовая здесь находятся вместе. У стойки заказываешь еду, а расплачиваешься в кассе буфета.
За молочный суп отдаю 47 копеек.
Буду должна вам 1 копейку, приходите к нам еще, - говорит кассир.
В столовой обедают двое мужчин и мама школьницы.
Пропускная система в школе оказалась не такой суровой, как показалось сразу. Записался в журнал - и можешь спокойно заходить.
«Если я на вахте и пропущу, в столовой все равно вас не обслужат»
Не пустили нас только в одну гимназию. Кстати, она же единственная из тех, в которых мы побывали, где есть турникеты.
Я вас даже если и пропущу здесь, в столовой все равно не обслужат, - добродушно объясняет вахтер через турникеты. - У нас система такая. В столовой не обслуживают посторонних. Сходите в столовую исполкома, здесь недалеко.
Поговорили с вахтером, разворачиваюсь и ухожу. В столовую не попала.
В начале пятого, когда мы пришли еще в одну гимназию, столовая уже была закрыта. Но все равно на будущее узнали: поесть постороннему здесь можно.
Конечно, детей же кормят. Поэтому и горячие обеды у нас есть, и буфет. Открыта столовая в будние дни до четырех. К нам постоянно ходят те, кто работает в соседних зданиях. А вы далеко работаете? - интересуется вахтер.
Прогулялись по школе, рассмотрели стенды. Можно было бы пройти и в столовую, но она уже закрылась.
В столовую очередной школы посторонним прийти можно, «если попадешь на доброго вахтера».
Это у нас как когда. Иногда пропускной режим строже, иногда слабее, - объясняет женщина на вахте.
Мы попали «на доброго» и прошли в столовую.
КОМПЕТЕНТНО
« Посторонн ие люди не должны ходить по школе»
Посторонние люди не должны ходить по школе, где учатся несовершеннолетние. В учреждениях образования питание организовано для учеников. В качестве исключения в школьных столовых могут поесть родители. Например, когда в школе проводятся какие-то мероприятия, в шестой школьный день. Это касается всех школ, - рассказали в комитете образования.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был обеспечен качественным сбалансированным школьным питанием, которое учитывало бы потребности растущего организма, связанные с ростом, развитием, изменением условий внешней среды, повышенной физической и эмоциональной нагрузкой, которую испытывают дети в школе. В связи с этим главный вопрос, возникающий у родителей - это качество школьного питания и его стоимость. Чем обусловлены цены на платное питание в школьной столовой? Кто отвечает за качество свежей и готовой продукции? Можно ли отказаться от платного питания, если его качество не удовлетворительно? Правомерно ли со стороны администрации школы принуждать ребенка питаться в школьной столовой? На эти и другие вопросы отвечает "Летидору" юрист Ксения Печеник:
- Вопросы качества и стоимости питания детей стояли остро всегда, поскольку от этого напрямую зависит жизнь, здоровье и эффективность умственной и физической деятельности растущего организма. Этим и объясняется многочисленный характер нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы питания как на федеральном, так и на региональном уровнях. В федеральном уровне указанные вопросы регулируются Законом «Об образовании», Законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», ФЗ от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
На региональном уровне применительно к Москве и Московской области, указанные вопросы регулируются Законом города Москвы «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 24.05.00 №13, Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы, ежегодно утверждаемой Правительством Москвы, Законом города Москвы «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» от 23 ноября 2005 года № 60, Программой производственного контроля, целью которой является создание в школе условий для организации и осуществления качественного и сбалансированного питания обучающихся и др.
Однако обилие нормативно-правовых актов слабо влияет на качество питания в большинстве российских школ. Дело в том, что цена школьного питания складывается из стоимости продуктов, аренды, коммунальных платежей, зарплаты персоналу и налогов, а также накладных расходов, ремонта оборудования, покупки инвентаря и т.д. В связи с этим, меню современного школьника в школьной столовой сегодня дошло до минимально допустимого порога санитарно-эпидемиологических норм. Организации, заключающие муниципальные контракты со школами об оказании услуг по организации питания вынуждены упрощать детский рацион, экономя на фруктах, молочных, мясных продуктах. Как следствие - рост недовольства со стороны родителей качеством детского питания и жалобы на высокие цены.
Что делать, если родителей не устраивает качество питания ребенка в школе? Можно ли отказаться питаться в платной школьной столовой?
- Вопросы качества питания регулируются Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 23.07. 2008, Санитарными правилами «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СП 1.1.1058-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001, Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Организация детского питания» СанПиН 2.3.2.1940–05, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 17.01.2005, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066-01, утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, а также многочисленными ГОСТами, в числе которых: ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя», ГОСТ Р 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению», ГОСТ Р 50763-2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия», ГОСТ Р 53105-2008 «Услуги общественного питания. Технологические документы на продукцию общественного питания».
Для целей контроля качествам сырой и готовой продукции в каждой школе должна быть создана бракеражная комиссия , куда входят медики и представители администрации школы и поставщика. Они несут ответственность за то, какой продукт получит ваш ребенок. Помимо этого, в школах нередко создаются комиссии по контролю за организацией питания, куда входят старшеклассники, учителя и родители.
Если вы столкнулись с явными нарушениями санитарных норм в школьной столовой, вы вправе обратиться с жалобой в орган Роспотребназдора вашего региона. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, в которой был обнаружен факт нарушения санитарных норм, в чем они заключались, а также требование провести проверку и привлечь к предусмотренной законом ответственности виновных лиц. Основаниями для обращения могут служить зафиксированные факты наличия насекомых, грызунов, животных как в еде, так и в местах приготовления пищи, грязь в пищеблоке или зале обслуживания, пищевое отравление, полученное в результате питания в школьной столовой и прочие нарушения санитарных норм. За нарушение санитарно-противоэпидемических требований к организации питания населения администрация школы понесет административную ответственность, предусмотренную п. 6.6. КоАП.
Если действия не повлияют на качество питания, то помните, что вы всегда можете отказаться от платного школьного питания. Дело в том, что ни один нормативно-правовой акт, включая Закон РФ «Об образовании» не содержит норм, предусматривающих обязательность платного школьного питания для учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений. Ни учителя, ни администрация школы в лице ее директора, не могут принуждать вашего ребенка питаться в школьной столовой.
Нередко классные руководители или администрация школы запрашивают справку из медицинского учреждения о том, что ребенку не рекомендуется питаться в школьной столовой ввиду наличия заболевания желудочно-кишечного тракта и, как следствие, особого режима питания. Это неправомерно. Так как правильно написать заявление об отказе от питания в школе? Достаточно просто написать заявление в свободной форме на имя директора школы о том, что вы готовы обеспечивать ребенка питанием самостоятельно и просите не принуждать его питаться в школьной столовой.
С приходом осени во многих странах мира начался новый учебный год, и дети отправились в школы приобретать новые знания, так сказать, «пищу для ума». А как же обстоят дела с пищей для желудка?
Не так давно мы публиковали подборку , разработанных сетью ресторанов «Sweetgreen» с учетом образа жизни и национальных традиций населения разных стран. Пришло время выяснить, чем на самом деле кормят школьников во время вторых завтраков и обедов в разных уголках нашей планеты.
Сразу сделаем небольшое уточнение - единых обедов в школах не бывает. В частных школах кормят лучше, в государственных зачастую похуже. А есть регионы, где питание вообще не предусмотрено, а дети приносят обеды с собой.
Французские школьники питаются так, как не всегда обедают даже взрослые. Их школьный обед состоит из картофеля фри, мидий, артишока, булочки, йогурта, половинки грейпфрута и лимонного тарта.
Или багета, салата из свежих овощей, кускуса и овощного рагу со стейком.
А есть ещё вот такие варианты:
В школах Англии учится много индийцев, поэтому в школьных столовых в меню есть вегетарианский набор продуктов: горох, кукуруза, печеный картофель, цветная капуста, пудинг, фруктовый салат.
Обычным школьникам предлагают лазанью, пасту, бургеры и картофель по-домашнему. Согласитесь, выбор большой.
3. Швеция
Шведские школьники предпочитают на обед блюдо из картофеля, капусты и фасоли. На столе всегда присутствуют крекеры и ягодный сок.
Меню школьного обеда школьников Чехии состоит из супа, риса с куриным гуляшом, десерта и горячего чая.
Есть и такой вариант как бутерброд с сыром, брокколи, пюре и персик.
5. Словакия
По соседству с Чехией находится Словакия. Словаки – большие любители рыбных блюд. На обеденном столе школьника вы увидите копченую скумбрию, хлеб, красный перец, салат из помидоров, киви, яблоки, молоко и торт. Не правда ли, интересное сочетание?
Или рыбное филе, сладкий картофель, красный перец, редис и морковь.
6. Испания
В этой европейской стране с детства прививаются принципы здорового питания. Поэтому в школе на обед детям дают овощной крем-суп, жареную телятину, салат, хлеб, апельсины и бананы.
Итальянские дети получают на обед вкусную и сбалансированную еду, которая состоит из традиционной пасты, рыбы, салата, хлеба и винограда.
В Финляндии школьный обед в основном состоит из овощей, богатых витаминами, горохового супа, хрустящего хлеба и сладкого блинчика с ягодами. Такой обед не перегружает организм и дает довольно сильный заряд энергией.
Обед прибалтийских школьников, обычно, состоит из порции риса с мясом, салата из краснокочанной капусты, хлеба из отрубей и чашки какао.
Или же порции картофеля, мяса, моркови и клюквенного морса.
В греческих школьных столовых на обед предлагают запеченную курицу с ризони (укороченные макароны, по форме напоминающие большие зерна риса), традиционное блюдо греческой кухни – фаршированные виноградные листья, салат из огурцов и помидоров, йогурт с гранатом и два апельсина.
11. США
Не одно поколение США выросло, питаясь продуктами быстрого приготовления. Как ни странно, эта страна занимает одно из лидирующих мест по самому нездоровому школьному обеду. Здесь ученикам предлагают пиццу, сельдерей с арахисовым маслом, чипсы фритос, фруктовое желе, рисовое печенье, шоколадное молоко.
Чизбургер, картофельные шарики, кетчуп, шоколадное молоко и шоколадный пудинг.
Острый (!) хот-дог с сыром, картофель фри и молоко.
Начос, картофель фри, кетчуп, шоколадное молоко и персик.
А вот совсем "скромный" американский ланч - порция курицы, картофельное пюре, морковь и вода.
В традиционный обед бразильских школьников входит мясо с рисом, зеленый салат, пудинг и клубничный сок.
13. Куба
Старая Гавана. Традиционной пищей кубинских школьников до сих пор считается рис. К нему подают бобы, жареный банан и кусочек рыбы.
В стране восходящего солнца школьники обычно едят жареную рыбу, сушеные водоросли, помидоры, суп мисо с картофелем, рис в металлическом контейнере и молоко.
Или сладкий рис моти с, опять же, сладким картофелем и черными семенами кунжута, суп с тофу и водорослями, салат из редиса и морских водорослей, жареный морской окунь и мандарин.
Хлеб поджаренный с карри, курица с томатным соусом и макароны, омлет, картофельный салат, зеленые бобы, яблоко, помидор.
Мапо тофу, рыбный пирог, яблоко, вареное перепелиное яйцо, говядина с ростками фасоли и рис с лососем
В некоторых японских школах бывает более традиционное, на наш взгляд, меню: сосиска, булочка, салат из капусты, помидоры, картофель фри и суп.
Хлеб, арбуз, макароны, яйца и бекон, овощной суп, молоко, кетчуп и масло.
Южнокорейские школьники с наслаждением поглощают брокколи и перец, жареный рис с тофу, квашеную капусту и рыбный суп. Незатейливый и, в тоже время, очень полезный обед.
Традиционно в школах Буэнос-Айреса школьники едят блюдо под названием «миланеса». Это не что иное, как курица, обжаренная в сухарях и яйцах, а также эмпанаду (пирожок с начинкой) и картофель или рис в качестве гарнира.
17. Мали
В столице Мали, большинство школьников учатся с полудня до 3 часа дня, чтобы они могли пообедать вместе со своими семьями или купить себе какую-либо еду. Потом они возвращаются в класс до 5 часов вечера
18. Индонезия
Еще одна из тех стран, где здоровое питание занимает ключевое место. Школьный обед состоит из овощей, супа с фрикадельками, тофу (соевого творога) и риса. Школьникам также дают бесплатный рис с сахаром, который они едят вместе с продуктами, принесенными из дома.
19. Эквадор
В этой стране обед для школьников готовят дома. Дети приносят с собой лаваш, тушеную репу и манго или сэндвич с ветчиной, сыром и помидором, а также яблоки и напиток из злаков.
20. Палестина
Здесь тоже принято приносить обед с собой. Дети приносят бутерброды, которые называются заатар. Это лаваш, начиненный сушеным тимьяном и кунжутом, политый оливковым маслом.
Обед китайских школьников довольно сытный и сбалансированный. Меню такого обеда состоит из рыбы с рисом, яичницей с томатным соусом, цветной капусты и супа.
Или капусты бок-чой, свинины и грибов, соуса юй-сян, парового хлеба и супа.
22. Гаити
Меню школьного обеда острова Гаити довольно простое, оно состоит из коричневого риса и бобов. Но, похоже, детки сыты и довольны.
Школьники этой страны обедают очень сытно. Здесь и жареные анчоусы, и омлет, жаркое с капустой и помидорами, ростки сои, и даже куриная отбивная. Действительно, все лучшее – детям.
Жареная рыба в яичном соусе, овощи, мясо краба и креветки темпура, суп мисо, рис с черным кунжутом, салат.
Школьные обеды этой страны разнятся в зависимости от региона. Обычно это рис, карри и чапати (лаваш из пшеничной муки).
В международной школе города Бангалор школьникам предлагают рыбные наггетсы, спринг-роллы и салат.
25. Израиль
В меню школьного обеда в Израиле обязательно включают фалафель – жареные во фритюре шарики из измельченного нута или бобов. Блюдо настолько популярно в этой стране, что считается национальным и, в некоторой степени, ее символом. К этому вкусному блюду детям на тарелки кладут кусочки питы, йогурт с соусом из огурцов и зелень.
Кенийские школьники получают на обед авокадо. Негусто, правда?
А их сверстники из Гондураса рисовую кашу.
А что у нас?
Зачастую на столах российских школьников можно увидеть суп, котлету с макаронами, немножко овощей и сок для детского питания. Но большая часть старшеклассников предпочитает приносить обед из дома в контейнере либо покупать продукты в ближайших магазинах.
Обеды украинских школьников довольно однообразны. Меню, обычно, состоит из супа, гречневой каши или макарон с котлетой, салата из вареной свеклы, заправленного подсолнечным маслом, хлеба и чая. Голодным после такого обеда не останешься. Но дети не очень любят школьную еду.
Тут тоже всё традиционно: вязкая овсяная каша, бутерброд с колбасой и кофейный напиток с цельным молоком.
Затирка с молоком, хлеб, рисовая каша, филе птицы, салат, компот из чернослива.
Стоит заметить, что время, отведенное на обеденный перерыв в странах Европы и Америки, существенно не отличается, оно составляет в среднем 1-1,5 часа.
К сожалению, в наших учебных заведениях обеденная перемена не превышает 20-25 минут. Хотя давно уже не секрет, что медленное употребление пищи приносит больше пользы детскому организму, чем быстрое проглатывание. Вкусная и здоровая пища между занятиями в школе – залог крепкого здоровья подрастающего поколения.