В погоне за новыми впечатлениями он игнорирует моральные нормы и интересы своих попутчиков, становясь опасным для общества. Исключительность Григория была направлена не на созидание, а на разрушение, деструктивное, безнравственное, пугающее. Его бунт против окружения был без смысла и без пощады, а ради чего? Он все равно был несчастен и болен своим отчуждением. В этом случае общество могло бы многому научить человека, спасти его, если бы тот прислушался к голосу со стороны. Он не слушал, поэтому ни один выходец из того или иного круга не смог помочь Григорию, будь то Бэла, Максим Максимыч или доктор Вернер.
- В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главный герой был насильно отделен от общества. Нельзя сказать, что Мастер был ярым оппозиционером и как-то критиковал политический строй, но его не поняли, а, значит, не приняли.
Человек и общество в произведении преступление и наказание (см)?
Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь.
Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.
Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга.
Важно
В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.
Внимание
Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего.
Аргументы из литературы по направлению «человек и общество»
Таким образом, можно сделать вывод, что неприятие традиционных общественных ценностей берет начало в семье, где личность формировалась под иным влиянием.
- В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий идет против условностей своего сообщества. У казаков в приоритете всегда были семейные узы: дети слушались родителей, младшие – старших, жены были верны мужьям, мужья – женам и т.д.
Все они работали на земле, и единство семьи было залогом выживания, ведь такое количество работы не мог делать один человек. Так вот, Мелехов нарушил вековые традиции, отказавшись жить по воле отца: он изменяет жене с замужней женщиной, а после череды скандалов уходит из деревни вообще, покидая семейство.
Все это случилось потому, что герой был независимой и свободолюбивой натурой с незаурядным умом. Он понял, что традиции дедов и отцов могут быть неправильными или несправедливыми.
Аргументы из литературы на тему: человек вне общества
Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен. Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню.
Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.
- Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром.
Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая - его воля, вторая - общество и эпоха, в которых он существует. Внутренние терзания заставляют Печорина искать гармонии среди других людей.
Итоговое сочинение по направлению «цели и средства»
Одиночество и отчуждение терзают его, но это открывается только в финале романа, когда он лежит на смертном одре и сетует на свою неприкаянность. Таким образом, оторванность от людей не делает человека счастливым, напротив, зачастую приносит страдания.
Соня мармеладова и родион раскольников в романе «преступление и наказание»
Несмотря на всю тягостность и мрачность повествования, роман заканчивается достаточно оптимистично. На каторге начинается духовное возрождение Раскольникова.
Он признает порочность своей идеи, перед ним открывается дорога в светлое будущее. Раскольников вновь обретает смысл жизни. Роман Достоевского “Преступление и наказание” показывает нравственные и психологические искания героев, доказывает актуальность и жизненность христианских норм.
Роман говорит о необходимости полноценной нравственной жизни. Глубокий психологизм и философская направленность произведения делают его необыкновенно актуальным в наше “смутное” время, указывая путь к возрождению духовных традиций общества. Беру! 58993 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»? Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»? Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. «Человек и общество». А.П. Чехов «Попрыгунья», «Человек в футляре», «Ионыч», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Вишневый сад»Ж.
Верн «Таинственный остров»С. Коллинз «Голодный игры»У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»М.
Горький «На дне», «Бывшие люди»А. Камю «Постороний»Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»Д. Дефо «Робинзон Крузо»У.
Грум «Форрест Гамп»А.Н. Толстой «Петр Первый»Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»В. В. Набоков «Приглашение на казнь»Е.И. Замятин «Мы»А.
Платонов «Котлован»Б. Пастернак «Доктор Живаго»Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»О.
Ему кажется, что все его подозревают, пытаются вывести его на “чистую воду”. Раскольников стремится быть добрее, откровеннее с людьми, но последние его не понимают, тем самым отталкивая его.
Внутри Раскольникова бушует борьба между разумом и сердцем, порождающая своеобразную душевную болезнь. Рассказывая о терзаниях Родиона Раскольникова, Достоевский излагает читателям свою концепцию “почвенничества”, развивает “христианскую” идею, согласно которой каждый человек должен жить по велению своей души.
Только двадцать процентов в человеке разума, остальное - душа, считает писатель. Ни в коем случае нельзя вступать в конфликт с самим собой, переступать черту нравственности. Достоевский считает, что нужно жить по вечным христианским законам, веря в Бога, соблюдая заповеди. Эти идеи Достоевский воплотил в героине своего романа - Сонечке Мармеладовой.
Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.
Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.
Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы.
Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»? Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства? Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества? К чему ведет равнодушие общества к человеку? Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»? Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Почему человек стремится быть оригинальным? Нужны ли обществу лидеры? Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»? Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества? Кто такой мизантроп? Как вы понимаете высказывание А.С.
- В романе-эпопее Толстого «Война и мир» Андрей Болконский бежит из дворянских салонов на поле брани, лишь бы не слышать больше лицемерных речей и праздной болтовни. Ему чужда изнеженность и бесцельность жизни людей из его круга общения.
Герою скучно даже с женой, которая разделяет их образ мыслей. Он не нашел общего языка с окружением из-за того, что отец воспитал его по-другому.
Болконский-старший был суровым и дельным человеком, не терпел болтать попусту. Он редко отличался гостеприимством и сам не ходил по гостям. Зато он много работал и посвящал время воспитанию детей.
Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома. Он - больше не часть этого скверного сборища, и всем его социумом становится возлюбленная Маргарита, а душа обретает вечный покой.
- Любое общество непременно должно развиваться. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует закостенелое фамусовское общество - сборище высокородных людей, жалкое и невежественное. Гости Фамусова, как гиперболизированные западники, немеют от восторга, когда к ним заезжают французики из Бордо, парижские модистки и безродные иностранные проходимцы. Им противопоставлен Чацкий, обличающий их пагубное поклонение западному миру и непринятие собственного пути.
Сентябрь 15th, 2017 risusan7
Иллюстрация к комедии «Горе от ума» худ. Д.Н. Кардовский
Друзья, знакомясь с примерами сочинений, помните, что их автор — это человек, которому тоже свойственно ошибаться. Не списывайте эти работы, так как получите «незачёт» из-за невыполнения требования № 2:
«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника
или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).»
Человек становится человеком только в обществе. Нельзя обрести мышление и речь, то есть то, что отличает нас от животных, не находясь в обществе себе подобных. Но и социум состоит из совокупности отдельных людей. Мыслящая личность время от времени задаётся вопросом, который звучит примерно так: «Человек для общества или общество для человека»?
На первый взгляд, всё просто. Конечно, человек для общества, потому что оно обладает более серьёзными рычагами влияния на отдельного индивида, чем он на общество. Естественно, это благо, когда надо обезвредить преступника, но часто под социальный пресс попадают яркие прогрессивные личности.
В литературе есть примеры столкновения личности и большинства, и часто этот конфликт заканчивался поражением героя. И неважно, насколько передовые взгляды у человека: если общество не готово воспринять новые идеи, оно будет «выдавливать» из своих рядов инакомыслящего. Сразу вспоминается главный герой комедии А.С. Грибоедова. Чацкий, получивший образование за границей, обличает пороки фамусовского общества: чинопочитание, взяточничество, невежество. Понятно, что делает он это резко, с юношеской горячностью, но Александр Андреевич смело бросает в лицо представителям «века минувшего» некрасивую правду. Ответ не заставил себя ждать: пылкого обличителя объявляют сумасшедшим. Это трагическая история о том, как человек, пытавшийся показать обществу дорогу к лучшему его обустройству, оказался за непробиваемой стеной непонимания.
Правда, в мировой истории есть случаи, когда отдельная личность помогает сделать обществу огромный скачок в развитии. Майклу Фарадею мы обязаны приручением электричества, жизнь без которого сейчас трудно представить. И.П. Павлову — созданием науки о высшей нервной деятельности. А.С. Пушкина мы помним и чтим, как основоположника современного русского языка и литературы. Примеры сильного влияния отдельной личности на общество в литературе тоже встречаются. Так, Сим из рассказа Р.Брэдбери «Лёд и пламя » благодаря своему упорству и храбрости спас людей от скорой смерти, приведя их к космическому кораблю. Герой мог бы вместе с другими членами племени тихо провести свою короткую восьмидневную жизнь, но он предпочёл посвятить её борьбе за спасение с адской планеты. Такие личности, как Сим, преодолевают недоверие общества и ведут людей за собой к лучшему будущему. Но не стоит забывать, что любой гений вырастает не в вакууме, а среди других людей, влияющих на него.
По моему мнению, в философском уравнении «человек для общества» или «общество для человека» нужно поставить равенство, потому что любая личность нуждается в других людях, а развитие социума зависит от вклада каждого здравомыслящего человека.
(381 слово)
[Направление «Человек и общество»: пример итогового сочинения]
Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
Человек создан для общества.
Он не способен и не имеет мужества
жить один. (У. Блэкстоун)
Хотим ли мы это признавать или нет, но каждый из нас рождается и воспитывается в коллективе, изменяется, развивается, приобретает те или иные навыки, взгляды, психологию благодаря влиянию других людей. А изоляция привела бы к полной деградации личности или отсутствию личности как таковой в человеке. Почему так происходит, не сложно понять: общество - социальное явление, исторически развивающееся. И человек, включенный в общество, так или иначе «вынужден» перенимать культуру, язык, мораль и взгляды этого объединения людей, становясь носителем их языка, морали и культуры. Как сказал В.И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».
Можно ли жить в обществе людей и не зависеть от их мнения, морали, взглядов, правил, законов, то есть быть свободным? На эти и другие вопросы и отвечает литература, рассматривая человека и общество в единстве.
Ф.М. Достоевский в философском романе «Преступление и наказание» создает образ Родиона Раскольникова, «попытавшегося» противопоставить себя людям, тому социальному окружению, которое, по мнению героя, ломает человека, делает его жертвой, слабой и бессильной. Спасти человека от общественного безумия - именно эта задача приводит Раскольникова к совершенно безнравственной теории о «сильных мира сего», могущих совершать преступления, переступать через общественные законы, то есть жить в обществе и «быть свободным» от него. К таким свободным личностям герой романа отнес и себя. И просчитался: явно безнравственная теория о внутренней и внешней свободе, независимости от людей привела его к нравственным страданиям.
Вспомним Робинзона Крузо (Даниэль Дефо «Остров сокровищ»), оказавшегося на необитаемом острове в силу внешних обстоятельств. Вот, казалось бы, она, такая желаемая свобода! Не получилось «быть свободным от общества». Даже ежедневный труд по обустройству жилища, выращиванию продуктов, добыванию пропитания и одежды не спас героя от одиночества. Желание быть среди людей, желание общения с ними стали для него главной мечтой в новой жизни. Научиться быть свободным от всех он так и не смог.
Конечно, социальные общества многообразны. Их стремления, взгляды, законы тоже. И в литературе противостояние героя обществу - любимая тема
писателей-классиков. Чацкий, Печорин, Базаров, Рудин, даже Ларра с его безнравственностью и себялюбием. Судьба этих героев трагична. Хотя бы потому, что, живя в обществе, они отринули это общество, попытавшись обрести «свободу». Но в том - то и смысл, что каждый из нас, являясь частью общего, должен не отрицать это общее, а бороться за его «чистоту» и нравственность. Как сказал Д. Медведев, общество только тогда станет прогрессивным во всех смыслах, когда каждый из нас станет работать над собой, а не противостоять всем.
(414 слов).
Направление
«Человек и общество»
Реховская Ольга Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «»СОШ № 60»
Г. Улан-Уд э Республика Бурятия
5. «Человек и общество»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
- Гармоничное взаимодействие человека и общества;
- Противостояние человека и общества;
- Общественные нормы и законы, мораль;
- Человек и история общества.
- Человек и общество в тоталитарном
государстве.
Вступление
«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - слова В. И. Ленина отражают суть взаимоотношений человека и общества… Каждый из нас может как гармонично взаимодействовать с другими, так и находится с ними в сложном противостоянии или даже вступать в непримиримый конфликт. Мы должны понимать, что должны подчиняться общественным законам, а общество в свою очередь – учитывать интересы каждого человека. Об этом и многом другом заставляет меня задуматься тема, предложенная для анализа: «….»
Я думаю… Мне кажется…. К тому же художественная литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.(101 слово)
Примерные темы
Общественное мнение правит людьми. Блез Паскаль
Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. Андре Моруа
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
Люди, обладающие характером - это совесть общества. Ралф Эмерсон
Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
Способен ли один человек изменить общество?
Как общество влияет на человека?
Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое к мнениям других людей… (Ш. Монтескье)
Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)
Литература
- Е. Замятин «Мы»
- М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»,
- А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
- Л.Н Толстой «Война и мир»
- М.А. Шолохов «Судьба человека»
- Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- А. Островский «Гроза»
- И. А. Гончаров «Обломов»
- М. Шолохов «Тихий Дон»
- Утопия (греч. τοπος - «место», ου-τοπος - «не место», «место, которого нет») - жанр художественной литературы, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества .
- Образец предполагаемого желаемого будущего.
Название жанра происходит от одноименного произведения Томаса Мора
.
- «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» .
- В первой части «Утопии» дана не только критика существующих порядков, но и программа реформ
- Во второй части гуманистические идеи Мора:
- во главе государства «мудрый» монарх;
- отменена частная собственность, уничтожена всякая эксплуатация;
- несмотря на наличие короля - полная демократия
- Сельская община;
- Остров;
- Город
Принципы утопии
- Всеохватность (наибольшее представление об идеале);
- Отражение лучших заповедей Библии
- Отсутствие частной собственности.
- Антиутопия является полной противоположностью утопии.
- Антиутопия – доведение до логического конца идей утопии.
- В Акимов: «Антиутопия – заказ 20 века»
- Е. Замятин «Мы»
- А. Платонов «Котлован», «Чевенгур»
- О. Хаксли «О дивный новый мир»
- Д. Оруэлл «Скотный двор», «1984»
- Г. Уэллс «Машина времени»
- Братья Стругацкие «Обитаемый остров»
- С. Кинг «Бегущий человек»
- Т. Толстая «Кысь»
- Анатоль Франс - "Остров Пингвинов« и др.
«Мы» - зеркало, в котором узнают себя любые режимы, основанные на подавлении человеческой личности, вытравливании души из человека
М. Павловец
«Мы» - счатливейшее среднее арифметическое
Е. Замятин
Кратко о содержании
Роман написан в форме дневника, который ведет гражданин Единого Государства. Имя его – Д-503. Точнее, это его «нумер». Имен здесь нет, ведь даже они могут повлиять на формирование личности, что не принимает Благодетель – всемогущий и всезнающий правитель .
Из первых дневниковых записей мы узнаем об устройстве жизни в Едином Государстве. Все здесь носят одинаковую одежду – юнифы, и лишь цвет их идентифицирует пол. На каждом написан его нумер. По сути, люди, живущие здесь, и гражданами не являются: все так и зовут друг друга – нумерами.
Д-503 – один из талантливых ученых, великий математик, который, как и многие другие жители Единого Государства, трудится над созданием ИНТЕГРАЛА – космического корабля, который в скором будущем должен будет вместе с экипажем отправиться на исследование далеких планет.
Единое Государство огорожено Зеленой Стеной, за которой живут так называемые дикари – люди, оставшиеся там после Великой Двухсотлетней войны.
Тема любви и семьи в романе «Мы»
В романе «Мы» очень необычно показываются отношения мужчины с женщиной. В Едином Государстве такое чувство, как любовь, сведено к чистой физиологии – нужно лишь взять специальный розовый талон. Чаще всего Д-503 встречается с О-90 – невысокой пышнотелой девушкой. Главный герой так и живет – по расписанию, регламентируемому Часовой Скрижалью. Но все-таки герою Д-503 выпадает счастье: он влюбляется. Его размеренная жизнь резко меняется и виной тому является любовь к революционерке I-330 Любовь к I-330 окончательно утвердила в нем "Я", он стал личностью, способной чувствовать, переживать. Любовь в Д-503 изменила его жизнь, всколыхнула душу.
Д-503 вместе I-330 и с другими революционерами добились того, чего хотели. Стена была взорвана, нумера впервые за долгое время увидели дикарей, в Едином Государстве наступил хаос. Некоторые успели сбежать – туда, на волю. Однако все те, кого успели задержать (среди них – и главный герой), подвергаются Великой Операции , которая лишает фантазии и Души. Тех же, кто являлся главными организаторами взрыва, в том числе и I-330 , казнят с помощью Газового Колокола.
Проблема предательства
Доносительство в тоталитарном государстве приравнивается к подвигу.
В слове «мы» - сто тысяч «я» Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах!
Повиновение государству
Человек в системе социального устройства в произведении Е.Замятина «Мы»
Человек
Природа
Искусство
Искренность
Доброта
Нежность
Фантазия
Понимание
Собственное
Мнение
Чувство
ответственности
Индивидуальность
Служение
Единому Государству
Рационализм
Материальный расчёт
Врожденные инстинкты
Смирение
Единогласие
Безликость
Винтик в системе
Аналогия политического устройства романа «Мы» и Советского Союза
Благодетель
Глава государства
Оперативный
отдел
Бюро
хранителей
Партийное
руководство
НКВД
Подслушивающие,
подсматривающие
устройства
Советская
милиция
Армия
Скрижаль
гос.аппарат
Диктатура большинства
Камера
исполнители
Диктатура партии
Диктатура партийного аппарата
Диктатура одного человека
Это произведение будет актуальным всегда как предупреждение о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности.
Своим романом Е. Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем:
- свобода и несвобода личности;
- отсутствие индивидуальности и пропаганда коллективного сознания;
- столкновения человека и государства;
- Разрушительная сила тоталитарного государства для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Несовершенно то общество, которое уничтожает индивидуальность, способность рассуждать и думать самостоятельно, мечтать, любить, творить.
Становится страшно!
Но ведь именно такого результата и хотел добиться писатель.
Проблема прагматичности искусства
Стихия творчества насильственно приручена и поставлена на службу обществу. Стоит обратить внимание на названия книг, свидетельствующих об утилитарности (прагматичности) искусства в этом мире: сборник стихов «Цветы судебных приговоров», трагедия «Опоздавший на работу», «Станс ы о половой гигиене».
К сочинению
Этот роман погружает нас в то общество, где решены все материальные проблемы, где вся жизнь, труд и даже любовь, подчиняется правилам, расписаниям. Все люди одинаковы, как муравьи, жизнь механически размерена, пронумерована. Всем и всеми правит машина подавления инакомыслия - «Бюро хранителей».
Роман "Мы" – предупреждение о том, к чему может привести отказ от индивидуальности. Писатель, раскрывая важные проблемы, показал, каким губительным может быть тоталитарное государство и как трагичны жизни тех, кому выпало быть его частью.
Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество»
:
"Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации."
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению "Человек и общество". Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли. Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению "Человек и общество"
Направление | Примерный список литературных произведений | Носители проблемы |
---|---|---|
Человек и общество | А. С. Грибоедов "Горе от ума" | Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу |
А. С. Пушкин "Евгений Онегин" | Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества. | |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени. | |
И. А. Гончаров "Обломов" | Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип. | |
А. Н. Островский. «Гроза» | Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого. | |
А. П. Чехов. «Человек в футляре». | Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого | |
А. И. Куприн "Олеся" | Любовь «естественного человека» (Олеси ) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством. | |
В. Быков «Облава» | Федор Ровба - жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий. | |
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий. | |
Р. Брдбери. «И грянул гром» | Ответственность каждого человека за судьбу всего общества. | |
М. Карим «Помилование» | Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени. |
«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?
К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны. Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию. Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.
Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия. Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее. Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.