Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ЕГЭ (сочинение) Проблема текста
ПРОБЛЕМА текста- это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Типы проблем философские социальные политические нравственные экологические эстетические Общие вопросы Устройство И Жизнь общества Деятельность Гос. власти Духовная Жизнь человека Взаимодействие Человека И природы Восприятие Человеком прекрасного
Определите проблему данного текста Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит ее древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Все это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.
Алгоритм выявления проблемы произведения Проанализируйте поступки, речь героев Определите, какие качества проявляются в этих поступках Какие абстрактные существительные называют эти качества(долг, честь, эгоизм Сформулируйте проблему, используя ключевые слова Выявите основную мысль текста Запишите ее в виде законченного предложения Определите, на какой вопрос отвечает это предложение Запишите этот вопрос, который и является проблемой
Способы формулирования проблемы Сформулировать своими словами: А)проблема+существительное в Р.п Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей» Б) с помощью вопросительных предложений Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Процитировать «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»- таким вопросом начинает свой текст Д.Лихачев. Указать номер предложения в тексте
Типовые конструкции для формулирования проблемы Проблема(какая?) Сложная, важная, серьезная, глубокая, актуальная, острая и т.д. Проблема(чего?) Воспитания, образования, патриотизма, героизма,смысла жизни, отцов и детей, благородства, влияния красоты природы на человека, сохранения родного языка Типовые конструкции Автор размышляет над проблемой… В центре внимания автора… В тексте(Ф.И.О. автора в Р.п.)поднимается проблема… Предложенный для анализа текст(Ф.И.О. автора в Р.п.)посвящен проблеме… Текст (Ф.И.О. автора в Р.п.)заставил меня задуматься над сложной проблемой.. Как(зачем, почему)…? Именно эта проблема привлекла внимание писателя. (Ф.И.О. автора в Р.п.)предлагает своим читателям задуматься над проблемой
Что проверяет эксперт? № Критерии оценивания ответа на задание 25 Содержание сочинения К1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. 0 Если проблема сформулирована неверно или не сформулирована, то работа по критериям К1-К4 оценивается 0 баллов
Типичные ошибки История человечества- это история его культуры, потому и покушение на культуру всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врожденной злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непонимания того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью- объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на четкую уверенность в том, что уничтожение высокой культуры в целом или же какого-то народа- благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из музеев перетащить в свои, в другом- отменить Шаляпина. И вместо приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.(по Н.Самвеляну) В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооруженных конфликтов. В тексте Н.Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось. Почему же до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста. Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Проблема текста в том, что история человечества- эта история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как был бескультурным человеком.
К какому типу относятся данные проблемы. Установите соответствие. В чем опасность политики национализма? Можно ли избежать социальной несправедливости? В чем смысл человеческой жизни? Нужно ли заботиться об окружающих людях? Имеет ли право человек вмешиваться в жизнь природы? А.Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная
Выберите правильную проблему Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец. Он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, кто следил за звездами, кто открыл железо, радиоволны. Что такое гармония? Какова роль познания в процессе развития человека? Каковы границы познания окружающего мира? Каковы перспективы технического прогресса?
Сформулируйте и запишите проблему У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (по В. Солоухину)
Сформулируйте и запишите проблему Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, - я хвалю и умиляюсь. Но хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сирот- племянницу в свой разоренный домишко. - Возьмем мы Катьку, говорила баба,- последние наши гроши на нее пойдут – не на что будет соли добыть, похлебку посолить… - А мы ее …и не соленую,- ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика. (по И.С.Тургеневу)
Ошибки в формулировании проблемы Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтах Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю.Лотман. В тексте поднимается проблема национализма народов В тексте поднимается проблема межнациональной вражды Ю.Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. Ю.Лотман предлагает читателю задуматься над проблемой межнациональных конфликтов. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?
Специально для тебя мы бережно и тщательно отобрали только лучшие советы по написанию сочинения, пообщались с педагогом Татьяной Алтуховой и нашли примеры уже готовых работ. В общем, читай и сдавай ЕГЭ на 100 баллов. Начнем с начала:
Ты открываешь текст и…
Читаешь не его, а задание, прописанное в каждом КИМе . Оно поможет тебе составить план будущего сочинения. Как вычленить из задания самое важное, рассказывает Татьяна Алтухова, эксперт по подготовке к ЕГЭ по русскому языку:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Итак, безо всяких лишних шпаргалок, а просто исходя из задания, получается структура сочинения в ЕГЭ по русскому языку . Она включает 6 элементов:
· формулировка проблемы анализируемого текста (только одной!);
· комментарий к выделенной проблеме;
· ваша собственная позиция;
· два аргумента, доказывающих вашу позицию;
· заключение (вывод);
Определяем проблему текста
Как видно из плана сочинения, проверяющие ждут от тебя диалога с автором исходного текста. Сначала ты формулируешь над чем и как рассуждает автор, к какому выводу приходит, а потом излагаешь свое аргументированное мнение по этому поводу. Главное – не перепутать повод. Тут снова поможет детальный разбор от нашего эксперта:
Проблема – это сложный теоретический (чаще всего нравственный) вопрос, который решает автор в своем тексте. То есть текст, который лежит перед тобой – это ответ на тот вопрос, ту проблему, которая была у автора в голове, когда он его писал. Проще говоря – мы должны сформулировать вопрос, исходя из того ответа, который нам дан.
Внимание, первый подводный камень! Проблем в тексте может быть несколько. Твоя задача – выбрать только одну и все сочинение посвятить только ей, не отвлекаясь на другие.
Есть в тексте и ответ на проблему, которую поставил автор, а затем ты озвучил в своем эссэ. Это позиция автора, которая является главной мыслью текста .
Как понять, что ты ничего не перепутал? Посмотри:
· связаны ли выделенные тобой проблема и позиция автора как вопрос и ответ.
Вот пример из конкретного сочинения. Задается вопрос:
Можно ли манипулировать понятием справедливости? Этим вопросом задается автор предложенного для анализа текста.
Или формулируется повествовательным предложением: Автор предложенного для анализа текста ставит проблему манипуляции понятием справедливость.
Человек не должен манипулировать справедливостью и другими общечеловеческими ценностями, так как нельзя уровнять понятия добра и зла.
· Дает ли автор ответ на вопрос, который ты сформулировал по тексту. Часто правильно найдя ключевые слова в тексте, мы неверно формулируем вопрос, подменяем его на другой, ответа на которого в тексте нет.
Если мы видим проблему, но не видим позицию на нее (автор не выражает мнения по этому вопросу, не высказывает отношения к нему), значит, мы неправильно выделили проблему, формулировку нужно уточнить.
Как комментировать проблему текста
Итак, проблема и позиция автора ясна, теперь нужно добавить к ней свой комментарий. А именно: показать, КАК автор поставил вопрос, о котором размышлял, и как он пришел к тому ответу, который стал главной мыслью текста. Татьяна Алтухова предупреждает:
В комментарии должно быть не менее двух примеров-иллюстраций из текста, которые важны для понимания проблемы. Этими примерами могут быть цитаты (небольшие!), отсылки к номерам предложений или небольшие фрагменты пересказа. Очень важно, чтобы комментарий и примеры показывали логику движения авторской мысли.
Лайфхак: Для составления комментария ты можешь взять сведения из 24 задания, однако полностью пересказывать рецензию из этого задания нельзя – такой комментарий не засчитают.
Главной ошибкой в комментарии всегда остается чрезмерный пересказ. Помни, что все, что ты говоришь о тексте, ты даешь через призму отношений, оценок или замысла автора: на что он обратил внимание, о чем сказал с гордостью или, наоборот, с горечью. В комментарии главный герой - он, а не персонажи или явления исходного текста.
Твое мнение и аргументы в сочинении по русскому языку
Высказать свое аргументированное мнение часто бывает непросто, поэтому у многих возникает желание открыть «банк аргументов». Мы с Татьяной Алтуховой предупреждаем – этого делать не нужно, ты станешь куда более универсальным солдатом, научившись аргументировать свою позицию самостоятельно.
Итак, ваша позиция должна включать в себя всего два элемента: согласие или несогласие с позицией автора и обоснование вашего мнения.
Аргументация собственного мнения – это доказательство вашей позиции.
Аргументы в эссе могут быть:
· основаны на читательском опыте и предполагать использование сведений, почерпнутых из литературы (как художественной, так и научной, публицистической; художественная литература может быть и зарубежной, и русской, прозаической и поэтической). Выбирая аргумент из литературы, помни, что у таких доказательств есть возрастной ценз: экзаменатор вправе не засчитать аргумент, который не соответствует пишущему по возрасту. И это в первую очередь касается детской литературы, из которой выпускники школ уже выросли. На экзамене предлагаются серьезные проблемы, поэтому и аргументы должны соответствовать им.
· основаны на жизненном опыте и предполагать обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной): к истории, общественным событиям, освещаемых на телевидении, газетах, в интернете, фольклору, жизни известных людей, фильмам и сериалам.
Любой аргумент должен включать в себя: краткое описание эпизода, на примере которого ты доказываешь свою позицию (литературный аргумент к тому же необходимо снабдить фактической информацией: именем и фамилией автора, названием произведения) и вывод, который будет созвучен с твоей позицией и сделает аргумент полноценным доказательством.
Кроме того, чтобы верно подобрать аргументы, необходимо их доказательно изложить, чтобы не допустить логическую ошибку.
Помни , что аргументы доказывают твою позицию (ту позицию, с которой ты соглашаешься), а не просто иллюстрируют проблему, выделенную тобой в тексте.
Пример ошибочно построенного аргумента:
Позиция ученика: каждый человек по-своему уникален и исключителен.
Аргумент: Это полностью подтверждается жизнью Евгения Базарова из произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Ведь Базаров в начале романа отрицал все духовное и моральное, что есть в человеке, в том числе и его ценность для всех других.
Как видишь, в аргументе нет ни слова об уникальности любого человека, о которой было сказано в позиции. Это логическая ошибка.
А вот пример доказательно изложенного аргумента . Обрати внимание на то, что он снабжен выводом, который перекликается с той позицией, которую доказывает автор эссе.
Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь всякое живое существо способно любить, а значит, и жертвовать собой. Так в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита, чтобы быть с мастером, заключает сделку с дьяволом. Она готова отдать даже свою бессмертную душу, чтобы помочь возлюбленному.
Первый этап работы по подготовке сочинения на уроках русского языка в 11 классе предполагает анализ исходного текста с целью определения его пролематики и позиции автора. Моя презентация поможет выпускникам справиться с этой нелегкой задачей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Мастер – класс Подготовка к ЕГЭ « Учимся определять проблему текста» Работа Глотовой Л.В., учителя русского языка МКОУ Озерская СОШ им. Сергея Аникина Бутурлиновского района Воронежской области 2014 г
Алгоритм выявления проблемы (проблем) публицистического текста Прочитайте текст, выделяя ключевые слова и наиболее важные высказывания, утверждения автора. Определите, о чем говорится в тексте. Подумайте, что хотел сказать автор. Какова основная мысль текста (т.е. позиция автора)?
Примеры работы с текстом Например: Основная мысль автора Природа- источник духовных сил человека. Вопрос для определения проблемы Чем является природа для человека? Основная проблема (возможны варианты формулировок) 1.Проблема значения природы для человека. 2.Проблема взаимоотношения природы и человека. 3. Чем является природа для человека?
Алгоритм выявления проблемы художественного текста Проанализируйте весь образный строй и сюжет текста. Обратите внимание на поступки, отношения героев, их речь. Определите, какие положительные и отрицательные человеческие качества определяются в них. На чьей стороне симпатии автора?
Подумайте, что хотел сказать автор? Какова его основная мысль? Сформулируйте позицию автора в виде законченного предложения. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.(Помните, что таких вопросов, как и проблем, может быть несколько).
Используемая литература Загоровская О.В. Русский язык. Единый государственный экзамен. Часть С. – Воронеж, 2012. Наумова О.Н. Как работать с частью С. –Воронеж, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данная разработка содержит презентацию и методическую рекомендацию к уроку по повторению лексики и орфоэпии. Поможет учителю при подготовке к ЕГЭ по заданиям А2, А11, А30....
Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по математике, задание В10
При подготовке к ЕГЭ по математике задания В8 вызывают значительную сложность у выпускников. Это, прежде всего, продиктовано неумением учащихся внимательно «вчитываться» в текст зада...
Сочинение - самая сложная часть экзамена. Ее успешное выполнение важно для каждого ученика, потому что балл за сочинение составляет почти половину от первичного балла за всю работу. "Заваленное" сочинение помешает получить высокий балл на экзамене, даже если тестовая часть выполнена идеально.
Правильное определение проблемы исходного текста - значимая составляющая успеха. Верно найденная проблема позволяет получить баллы за К1-К4. Проблема считается верной, если она действительно есть в тексте. Причем в материалах для эксперта ваша проблема может быть и не обозначена, если она не является основной. Это не значит, что верная мысль не будет засчитана: эксперты руководствуются здравым смыслом и засчитывают необычные, но верные формулировки.
Читаем текст
Исходный текст нужно прочитать не менее двух раз. Чем больше, тем лучше. Самое важное - уловить главную мысль. Проверить качество работы над текстом можно попыткой пересказать содержание: если важные моменты при пересказе упущены, текст нужно прочитать еще раз. Читайте до тех пор, пока не будете уверены в том, что правильно поняли содержание. Но следите за временем, на экзамене оно идет очень быстро.
Подчеркиваем важное
При втором или третьем прочтении текста выделяем важные для будущего сочинения моменты: выводы автора, события, рассуждения. В печатных материалах на экзамене можно писать, поэтому просто обводите или подчеркивайте нужные фразы. Так глазу будет легче уцепиться за текст и быстро найти главное. Но не увлекайтесь, не стоит обводить слишком много информации.
Задаем вопрос
Прочитав текст и выделив ключевые моменты, спрашиваем себя: "Что автор хотел сказать читателю, написав этот текст?". Ответьте на вопрос самостоятельно. Определите тему этого вопроса и поймите, что же волновало автора. Вопрос, волнующий автора - это проблема исходного текста. Как вы видите, ее найти очень просто. Будет еще легче, если вы воспользуетесь в сочинениях или прочитаете об их видах. Главное - не спеша разобраться в смысле прочитанного, дойти до сути.
Пишем сочинение
Начинаем писать сочинение, выбрав один из способов формулировки проблемы. Можно работать с сочинением по или строить его структуру в голове. Главное - чтобы все было верно и соответствовало критериям.
В последнем задании ЕГЭ по русскому языку от ученика требуется прочесть текст и отыскать имеющуюся проблему. Таковых в задании имеется три, иногда более. Проблемы с их определением возникают нечасто. Однако следует детально рассмотреть данный процесс, поскольку важно не просто найти какую-то проблему и написать по ней сочинение, но и правильно ее аргументировать, опираясь на читательский и жизненный опыт. Также не стоит забывать, что проблему необходимо определить верно, иначе даже самое лучшее сочинение не будет засчитано.
Как найти проблемы текста
ЕГЭ по русскому языку и трудности его сдачи известны всем. В экзамене самым важным и максимально оцениваемым является последнее задание с написанием сочинения. Максимальные баллы за его выполнение составляют 24, или более 40, если переводить в итоговые значения. Однако выполнить его на максимум удается не всем. Трудности могут возникнуть с орфографией, пунктуацией, тавтологией и многими другими деталями, за которые могут снять баллы.
Однако задание не будет оценено вовсе, если ученик не найдет проблему или укажет её неверно. Чтобы с этим не возникло проблем, в первую очередь следует понять смысл текста. Учитывая, что он достаточно объемный, проблемы равномерно распределены по всем его частям. Однако легче всего выделить основную, прослеживающуюся от начала и до конца. Понять, что это за проблема, весьма просто, поскольку она заложена текста. При этом отдельные его части могут содержать намеки на другие проблемы, близкие к основной.
Формулировка проблемы
Как было сказано ранее, для начала следует разобраться со смыслом текста. После его осознания можно приступить к формулировке проблемы. В любом сочинении для правильного выражения проблемы требуется обобщить суть текста. К примеру, если в нем говорится об истреблении определенного вида животного или растения человеком, то основная проблема будет заключаться в неразумном вмешательстве человека в мир природы. Это не будет прямо записано в художественном тексте, однако прочитать эту мысль можно "между строк".
Все используемые в подобных заданиях художественные тексты зачастую содержат частные случае или ситуации, из которых затем делается общий вывод смысла. Полученное в итоге сочинение также должно соответствовать заданному объему, минимум в 150 слов. Желательным количеством является двести и более слов. Однако не следует слишком усердствовать и расписывать текст на десять листов, ведь будет учтено только два аргумента и пара примеров. Излишнее цитирование также нежелательно.
Проблемы в художественных текстах
Этот вид примеров оказывается наиболее сложным для работы, поскольку требуется анализ описываемого действия, героев, их характеров и прочего. Именно с этим у многих и возникают основные трудности. Чтобы разобраться с ними и облегчить процесс анализа, поделите текст на три части. Это деление будет условным.
В первой части, которая может состоять из вступления и завязки сюжета, можно отыскать основную проблему текста. Если она не прослеживается столь явно, то следует перейти ко второй части с основным сюжетом. В ней также можно отыскать намеки на общую проблему. Однако там будет еще одна тема для сочинения. И затем можно перейти к анализу третей и последней части. Нередко с ней может возникать путаница, поскольку мысли, высказываемые в финале, могут натолкнуть на размышления о сторонней проблеме.
Проблемы в публицистических текстах
Этот вариант задания не часто встречается. Однако работать с ним легко, поскольку проблема может быть выражена в одном из предложений, и её не потребуется формулировать самостоятельно. Ученику будет достаточно выписать его, а после работать с полученными данными.
Что будет, если неправильно выразить проблему текста?
В таком случае сочинение будет просто не засчитано, даже если по всем другим пунктам оценивания будут набраны все баллы. Эта ситуация наиболее неприятна для ученика, поскольку даже идеально написанное сочинение не получит оценки.
Постараться избежать этой ситуации можно, стараясь искать тему не в отдельных предложениях (как упоминалось ранее, так как заключительная часть может легко натолкнуть на ошибочные выводы), а в целом. Так, зачатки основной темы легко прослеживаются в начале, середине и конце текста.
Что делать, если найдено несколько проблем?
Этот вариант наилучший, поскольку ученик имеет возможность выбрать, о чем писать. В первую очередь следует определиться, какая тема является основной. После нужно разобраться с тем, какую из них будет легче всего аргументировать. На основе этих двух деталей можно определиться с идеей и написать с ее помощью хорошее сочинение.
Как писать сочинение
Несмотря на то что подобное задание подразумевает выражение своих мыслей, без шаблонов не обойтись. Начиная с девятого класса, в котором также требуется написание сочинения, ученик заучивает определенный шаблон, по которому ведется все дальнейшее написание любого сочинения. Преимуществом этого является отсутствие необходимости в придумывании вступления, завершения и прочих мелких деталей. Они повторяются из раза в раз. Ученику остается только вставлять названия произведений и имена авторов, используемых в конкретном случае.
Такие стандартные конструкции, или клише, могут выглядеть следующим образом:
- Вступление. В приведенном тексте (имя автора) поднимается проблема (формулировка проблемы). Названная проблема действительно важна в современном мире (или нечто подобное, высказанное своими словами).
- Затем идут несколько примеров из текста. Обычно сначала записывается номер предложения (все они пронумерованы), после идет сам текст в скобках, затем пишем объяснение того, как это относится к поднимаемой проблеме. Таких примеров следует привести два (в формулировке задания к сочинению указывается точное значение).
- После ученик переходит к аргументации своей позиции. Этих аргументов должно быть как минимум два. Один или оба должны быть основаны на читательском опыте. В качестве второго примера можно использовать исторические данные или даже фильмы (с указанием режиссера и года съемки). Аргумент может выражаться в кратком пересказе сюжета и том, какое он имеет отношение к проблеме текста.
- Заключение также берется из клише. Цель этой части заключается в подведении итогов сочинения.
На что следует обратить внимание
Отдельного внимания заслуживают способы формулировки проблемы:
- Самостоятельно (своими словами). Этот вариант также можно поделить на два способа: простой и сложный. В первом проблема может быть выражена одной фразой (автор поднимает проблему веры и т. д.) Такой вариант прост, поэтому редко встречается. Тексты к сочинению не всегда позволяют так просто найти проблему. В таких случаях может использоваться сложный вариант с выражением проблемы в форме вопроса: «Может ли один человек повлиять на историю? Над этим нам предлагает задуматься автор». Иногда подобная формулировка оказывается легче первой.
- Цитирование. Некоторые тексты имеют авторское формулирование проблемы. В этом случае достаточно воспользоваться цитатой.
- Предложения из текста. Иногда определенные предложения содержат суть поднимаемой проблемы или даже выражают её. В этом случае достаточно привести их номера из текста.
Книжные аргументы к сочинению
Как было указано ранее, в качестве аргументов могут использоваться книги, фильмы, исторические факты (жизненный опыт). Из всех них обязательным является книжный пример, поскольку одна из основных целей сочинения состоит в проверке читательского опыта ученика и умения использовать его в качестве аргументов. В качестве литературы можно использовать любые произведения отечественных и иностранных авторов. В число исключений попадают народные сказки (за счет отсутствия авторов). Особенностью данного аргумента является то, что не всегда проверяющий может знать используемое в примере произведение. Некоторые ученики успешно пользуются этим, придумывая свои названия для книг малоизвестных авторов или меняя сюжет истории, делая его подходящим для аргументации.
Это может показаться удобным, однако не следует злоупотреблять такой хитростью, ведь если проверяющий знает произведения автора или даже читал их, то трюк будет легко раскрыт, и аргумент может быть не засчитан.
Какие произведения лучше использовать при аргументации? Ученику следует писать о книгах, которые ему хорошо знакомы. При этом следует выйти за пределы классической школьной литературы. Даже современные фантастические книги могут сослужить хорошую службу при написании работы, ведь в них вполне может присутствовать хороший аргумент. Иностранные книги в качестве аргументов могут сильно пригодиться, однако следует учитывать проблемы перевода текста, поскольку иногда они могут натолкнуть на неверный вывод о содержании.
Прочие варианты аргументов
В роли второго аргумента можно использовать жизненный опыт или исторический случай. Это особенно актуально для тех, кто хорошо знает исторических личностей и их особые заслуги. Также можно вспомнить о настоящем времени и знаменитых личностях. Примеры из жизни какого-либо знаменитого человека могут стать полезным аргументом. В помощь ученику придут биографические фильмы. Однако не следует указывать их названия, если экзаменуемый точно не знает автора и год выпуска.
Для использования этого аргумента не обязательно заучивать всю историю. Зачастую достаточно двадцатого и двадцать первого веков. При этом особое внимание следует уделить мировым войнам и отдельным личностям, совершившим какой-либо подвиг. Этого вполне может хватить. И учитывая, что в формулировку такого аргумента входят слова о жизненном опыте, вполне можно использовать историю из своей жизни, имеющую отношение к описываемой проблеме.
Иногда некоторые задаются вопросом о том, можно ли в качестве аргументов использовать фильмы и сериалы. Да, такой вариант возможен. Однако для его использования нужно точно знать год выпуска и режиссера. И если с последним проблем не возникнет, то первое запомнить бывает весьма проблематично. Но если иного варианта в голову не приходит, то фильмы очень пригодятся.
Научный текст
Рассмотрим проблемы из научного текста. Этот тип текста используется очень редко. Однако в качестве тренировки с целью научиться формулировать проблему вполне подходят. Особенностью этих текстов является отсутствие излишней "воды" и красивых оборотов. Вся цель выражается ясно и четко с помощью соответствующей терминологии. Это сильно облегчает задачу поиска и может пригодиться тем, кто только учится определять проблему текста.
Проблемы из текста песни
Если отойти от темы ЕГЭ по русскому, то текст песни и проблемы, поднимаемые в нем, могут стать еще одной из причин, по которой необходимо научиться вычислять основные вопросы. Песни в этом случае - не столь популярный вариант, поскольку они часто имеют не столь высокие требования к содержанию и могут быть, по сути, бессмысленными. Например, если уделять особое внимание анализу, то можно даже найти проблемы в тексте песни Фараона или другого исполнителя. Особенно актуальны в этом зарубежные рок-певцы, поскольку у них, кроме сильного смыслового содержания в тексте, может иметься хороший видеоряд, благодаря которому легко понять заложенный смысл.
Песни и аргументы к сочинению
Ранее было упомянуто обязательное использование читательского опыта при аргументации сочинения. Далеко не лишним будет прибегнуть к стихам и песням различных исполнителей, чтобы укрепить аргументацию и быть более уверенным в том, что ваше мнение будет засчитано. Сегодня у многих возникают сомнения по поводу актуальности того или иного книжного аргумента в тексте, а также его верного толкования. В случае с песнями и стихами можно прибегнуть к цитированию, благодаря которому все объяснение сильно упрощается.
Последнее задание ЕГЭ требует сформулировать проблему очень важный этап, поскольку он помогает определить читательский опыт ученика и его умение аргументировать свою позицию. Проблема текста и сочинение также связаны, поскольку недостаточно просто назвать найденную тему. Необходимо уметь использовать её для составления полноценного сочинения, в котором она будет полностью раскрыта. Задание не является чем-то особенным, поскольку проблемы текста и русский язык тесно связаны. Достаточно вспомнить любое классическое произведение. Во всех из них имеется как минимум одна проблема. Чем больше какое-либо творение, тем большее количество проблем в нем заложено. Актуально это не только для отечественных авторов, но и для зарубежных. Суть написания любой книги лежит в составлении истории, которая может базироваться как на одной проблеме, так и включать сразу несколько на протяжении всего повествования.