В начале 1910-х гг. Гумилев стал основателем новой литературной школы – акмеизма. Во многом принципы акмеизма родились в результате теоретического осмысления Гумилевым собственной поэтической практики. Более того, как показала недолгая история этого течения, из крупных поэтов только Гумилев и оказался «настоящим» акмеистом (помимо дореволюционной лирики принципы акмеизма воплотились в стихотворениях предпоследнего сборника поэта «Шатер»).
Однако даже на фоне брюсовской лирической героики позиция раннего Гумилева отличалась особой энергией. Для его лирического героя нет пропасти между действительностью и мечтой. Будто споря со своим царскосельским учителем, сделавшим слово «невозможно» музыкальным ключом лирики, Гумилев утверждает приоритет дерзкой мечты, причудливых грез, вольной фантазии. Его ранняя лирика лишена нот трагизма, столь свойственных поэзии И. Анненского, А. Блока, А. Белого. Более того, Гумилеву присуща сдержанность в проявлении любых эмоций: сугубо личный, исповедальный тон он оценивает в это время как неврастению. Лирическое переживание в его поэтическом мире непременно объективируется, настроение передается зрительными образами, упорядоченными в стройную «живописную» композицию.
Ключевыми в акмеизме оказались категории автономии, равновесия, конкретности. «Место действия» лирических произведений акмеистов – земная жизнь, источник событийности – деятельность самого человека. Лирический герой акмеистического периода творчества Гумилева – не пассивный созерцатель жизненных мистерий, но устроитель и открыватель земной красоты. Поэт верит в созидательную силу слова, в котором ценит не летучесть, а постоянство семантических качеств. В стихотворениях сборника «Чужое небо» (вершина гумилевского акмеизма) – умеренность экспрессии, словесная дисциплина, равновесие чувства и образа, содержания и формы.
Символисты исходили из идеи слитности разных сторон и граней жизни, принцип сплошных соответствий подразумевал малоценность единичного, отдельного. По отношению к конкретным проявлениям реальности как бы намеренно культивировалась оптическая дальнозоркость: окружающее лирического героя «земное» пространство становилось бегло прорисованным, намеренно размытым фоном, на который проецировались «космические» интуиции. Гумилев и поэты его поколения гораздо больше доверяли чувственному восприятию, прежде всего зрительному. Эволюция раннего Гумилева – постепенное закрепление именно этого стилевого качества: использование визуальных свойств образа, реабилитация единичной вещи, важной не только в качестве знака душевных движений или метафизических прозрений, но и (а порой и в первую очередь) в качестве красочного компонента общей декорации.
Анна Ахматова в стихотворении «Он любил» писала:
Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки.В лирическом герое этого стихотворения легко узнаётся поэтический профиль Николая Гумилёва. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилёва присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы» , «Жемчуга» , «Чужое небо» и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов «Шатёр» экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему. Материал с сайта
В центре поэтического мира Гумилёва — образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении «Старый конквистадор» герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: «Как всегда, был дерзок и спокоен // И не знал ни ужаса, ни злости… ». Риск, испытания, приключения — смысл жизни романтического героя Николая Гумилёва. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле «Капитаны» : «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернёт паруса ». Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилёва.
Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилёва. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к «вещности» образа, предметная детализация, совершенство формы — всё это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилёва к акмеизму.
«серебряного века» характерны постоянные художественные искания, осмысление классического наследия и современной истории, утверждение авангардных идей. Литературными наставниками поэтов-модернистов были писатели и поэты «золотого века» - В. Шекспир, А. Пушкин, Ф. Тютчев. В 1910 году на смену символизму приходит новое течение - акмеизм. К числу поэтов-акмеистов принадлежали Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Слово «акмеизм» означало высшую степень чего-либо, расцвет. Акмеисты призывали вглядываться не в заоблачный мир, а в окружающую действительность, заново взглянуть на мир. Они возвестили о «возвращении на землю », интересе к жизни во всех ее направлениях, мужественном и твердом взгляде на действительность. В стихотворении «Искусство» Гумилев подтвердил это:
И сами боги тленны,
Но стих не кончит петь,
Надменный,
Как и каждого большого поэта, Гумилева волновали вечные проблемы человеческого бытия, на эти вопросы он искал свои оригинальные ответы. Для путешественника и добровольного скитальца Гумилева многокрасочные впечатления от старинных и древних городов Европы, Африки, Малой Азии значили очень многое - он ими жил, дышал, питал свое воображение и мысль. Эти впечатления, в частности, внесли в сознание поэта убеждение, ставшее затем философским средоточием всей его поздней лирики: об огромности и безграничности мира, безмерности не только территориальной, но и временной, растянувшейся на сотни и тысячи лет. Все чаще в стихотворениях он стал ощущать время как нечто безусловно единое, где и прошлое, и настоящее сосуществуют в сегодняшнем мире.
В сборнике «Огненный столп» (1921) поэт размышляет о жизни и смерти, о любви и ненависти, о добре и зле, поднимаясь до философских высот и оставаясь при этом предельно земным. Его мысли о душе, пронизывающие почти все стихотворения, - потребность осмысления именно земного пути. Так, стихотворение «Память» посвящено как бы общему обзору биографии самого поэта. Подобно современным нейропсихологам, установившим реальность одномоментных срезов жизни, которые существуют в памяти человека, называя их «душами», меняющимися при том, что единым остается только тело, - «Мы меняем души, не тела». Начинает Гумилев с ранних воспоминаний своего детства:
Самый первый: некрасив и тонок,
Полюбивший только сумрак рощ,
Лист опавший, колдовской ребенок,
Словом останавливавший дождь,
Дерево да рыжая собака,
Вот кого он взял себе в друзья...
Время, проведенное наедине с собакой и растениями, сменяется совершенно отличным от него срезом жизни, изображенным иронично и отчужденно. Этот, следующий, образ поэта, или «душа», сменяющая душу ребенка, зрелому Гумилеву несимпатичен:
И второй... любил он ветер с юга,
Говорил, что жизнь - его подруга,
Коврик под его ногами - мир,
Он совсем не нравится мне, это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом.
Стихотворение «Память» - это попытка подвести итоги. Поэт размышляет о своей судьбе: вот таким я был, вот этим жил, к этому стремился, но - останется ли все это, тем ли оно было, чтобы остаться? В стихотворении «Заблудившийся трамвай» наиболее наглядно и четко выражена мысль об одновременном существовании в душе человека разных времен и пространств. Его лирический сюжет начинается на «улице незнакомой», откуда трамвай «по трем мостам» уносит поэта «через Неву, через Нил и Сену» после того, как едущие на нем «обогнули стену» и «проскочили сквозь рощу пальм». Смещение и соединение всех земных мест сопровождаются таким же смещением времен. Особенно это заметно там, где речь идет о событии недавнего прошлого:
Бросит нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, - конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.
На вопрос «Где я?» сердце поэта отвечает:
Видишь вокзал, на котором можно
Поэт во многих стихах, входящих в последние сборники - «Рабочий», «Священные плывут и танут ночи...», «Я и вы», «Память » - предсказывал свою смерть. Так, строфы в «Заблудившемся трамвае» представляют собой мрачное метафорическое предвидение смерти:
Она лежала вместе с другими
«Поэма Начала». Одним из творческих толчков, побудивших Гумилева написать ее, было изучение вавилонского эпоса. Предания о волшебных землях обычно связаны со змееборством, с борьбой человека и Змея-Дракона. В «Поэме Начала» драконья смерть воплощается в жреце, который перед смертью Змея хочет выведать его секреты. Дракон отказывается передать свои знания жрецу и произносит речь, похожую на мысли самого Гумилева, высказанные им в стихотворении «Я и вы» от собственного имени, где поэт называет драконами своих слушателей:
Дракон же, не желающий делиться секретами с человеком, говорит в «Поэме Начала»:
Я вручу его розе алой,
Водопадам и облакам.
судьбы самого поэта, осложнено и введением в текст магического заклинания «Он». Этот слог, столь важный для индийских, тибетских и других эзотерических школ, в европейской поэзии первой половины ХХ века приобрел новую значимость. У Гумилева только в час гибели Дракона человек с помощью слова стал влиять на мир. Описание космического действия «заповедного слова» сближает финал первой книги «Поэма Начала» со стихотворением «Слово». Это сознание того, что «Солнце останавливали словом, Словом разрушали города». А потому слово - это и откровение:
Но забыли мы, что осиянно
Сказано, что слово это - Бог.
В лирике Гумилева нашли гениальное воплощение вечные проблемы человеческого бытия: жизнь и смерть, индивидуальное духовное развитие личности и ее взаимосвязь с другими людьми, с прошлым и современностью. Гумилеву не были чужды гуманистические традиции русской лирики. Поэт славит силу человеческого духа, мощь разума («Поэма Начала»), утверждает уникальность и ценность каждой личности, каждого «я» («Звездный ужас», «Заблудившийся трамвай»), пытается поддержать сочувственным словом всех обитателей «родной, странной Земли», поддержать в их душах веру в свои чувства («Моим читателям»).
Философская лирика поэта в целом оптимистична, он принимает мир во всем богатстве явлений, красок, звуков, славит жизнь, утверждает ее вечность.
Он возвысил слово над «низкой жизнью». Он преклонил пред ним колени - как мастер, всегда готовый к продолжению ученичества, как ученик, свято верующий в возможность научиться волшебству, стать мастером в ряду мастеров.
Сергей Чупринин
Гумилев Николай Степанович, 33 лет, б. дворянин, филолог, поэт, член коллегии «Издательство Всемирная литература», беспартийный, б. офицер (так сказано в постановлении Петроградской ГубЧК) был казнен в августе 1921 года по обвинению в принадлежности к «таганцевскому заговору».
Недавно обнародованные материалы свидетельствуют о том, что это обвинение ложно и к расстрелу поэт был приговорен лишь за то, что не сумел поступиться «предрассудками офицерской дворянской чести» и не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую организацию, от чего он, кстати, категорически отказался. (См. об этом в журнале «Новый мир», №12,1987).
Хотя исследователь творчества Николая Гумилева Николай Богомолов отмечал, что «акмеизм Гумилева внутренне конфликтен».
Дело в том, что Гумилев пробовал себя не в одной, заранее «предызбранной манере», «старался разрушить уже на глазах каменеющие традиции русского символизма, найти иные способы выражения, чем уже опробованные ранее... Его акмеизм тесно сближается с символизмом. Далее в своей статье «Читатель книг» Боголюбов отмечает:
Видимо, в этом и заключается первостепенное значение поэзии Гумилева для русской литературы: ему удалось снять противопоставление символизма и постсимволизма, непротиворечиво объединить их в рамках своего творческого метода, сделать взаимодополняющими... он осуществил очень значительный шаг в поэзии. И еще, думается, не лишним будет процитировать дарственную надпись, которую сделал Блок на одной из своих книг: «Дорогому Николаю Степановичу Гумилеву - автору «Костра», читанного не только «днем», когда я «не понимаю» стихов, но и ночью, когда понимаю».
Давайте вместе перелистаем «книгу поэзии» Николая Гумилева.
1. Характерной особенностью уже ранней лирики поэта стало перенесение себя и читателя в мир грез:
И кажется - в мире, как прежде, есть страны, Куда не ступала людская нога, Где в солнечных рощах живут великаны И светят в прозрачной воде жемчуга.
Стоит только дать волю грезе - и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: «Я конквистадор в панцире железном...», «Однажды сидел я в порфире златой, горел мой алмазный венец...», «...я забытый, покинутый бог, созидающий, в груде развалин старых храмов, грядущий -чертог», «Я - попугай с Антильских островов...», «Древний я открыл храм из-под песка, именем моим названа река, и в стране озер пять больших племен слушались меня, чтили мой закон...»
2. С ранних стихов Гумилев утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В сборнике «Романтические цветы» была развита тема «битвы» за
небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовет «смерть любую»:
Я с нею буду биться до конца, И, может быть, рукою мертвеца Я лилию добуду голубую.
3. Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий» проявилось и в стихах, написанных по впечатлениям от путешествий, в частности, в Африку. Что это - жизнь или мираж - в стихотворении «Лесной пожар»:
Резкий грохот, тяжкий топот, Вой, мычанье, стон и рев, И зловеще-тихий ропот Закипающих ручьев.
Вот несется слон-пустынник, Лев стремительно бежит,
Обезьяна держит финик
И пронзительно визжит.
С вепрем стиснутый бок о бок
Легкий волк, душа ловитв,
Зубы белы, взор не робок -
Только время не для битв.
4. В конце 1903 года Николай Гумилев познакомился с Аней Горенко - будущей Анной Ахматовой, которая станет его женой. В дальнейшем именно ей будут посвящены шедевры его любовной лирики.
Много есть людей, что полюбив, Мудрые, дома себе возводят, Возле их благословенных нив Дети резвые за стадом бродят. А другим - жестокая любовь, Горькие ответы и вопросы, С желчью смешана, кричит их кровь, Слух их жалят злобным звоном осы.
А иные любят, как поют, -
Как поют, и дивно торжествуют,
В сказочный скрываются приют; А иные любят, как танцуют.
Как ты любишь, девушка, ответь, По каким тоскуешь ты истомам? Неужель ты можешь не гореть Тайным пламенем, тебе знакомым? Если ты могла явиться мне Молнией слепительной господней И отныне я горю в огне, Вставшем до небес из преисподней?
5. Стихов о России у Гумилева мало. Такие произведения, как «Туркестанские генералы», «Старые усадьбы», «Почтовый чиновник», «Городок», «Змей», «Мужик», скорее похожи на легенды, «сны» о России и русских людях. Но это ни в коем случае не говорит о том, что Гумилев не любил Родину. Удивительно было то, что реальность словно бы не заботила поэта. Или - выразимся точнее - была скучна, неинтересна ему именно как поэту. Почему? Гумилев сам ответил на этот вопрос:
Я вежлив с жизнью современною, Но между нами есть преграда, Все, что смешит ее, надменную, Моя единая отрада.
Исследователь творчества Н. С. Гумилева Сергей Чупринин дал свой комментарий: Эта несовместимость была такого рода, что исключала не только похвалы реальности, но и порицание ее. Вот почему стихи с самого начала стали для Гумилева не способом погружения в жизнь, а способом защиты, ухода от нее... Гумилев не был бы Гумилевым, если бы и жизнь свою не пытался построить на контрасте с тем, чем удовлетворяется и что ищет большинство.
У Гумилева вообще нет политических стихов. Он уклонился от прямого диалога с современностью. Он отказался говорить на ее языке. Он - так, во всяком случае, кажется на первый взгляд -промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917-1921 годов. Но... действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.
Стихотворение «Заблудившийся трамвай». Куда везет «заблудившийся трамвай» народ послереволюционное России?
«Бурей темной, крылатой» он несется навстречу кошмарам: «тут вместо капусты й вместо брюквы мертвые головы продают». А позади остается «дом в три окна и серый газон», пусть «серая», но спокойная размеренная жизнь.
В «Слове», в «Памяти», в «Заблудившемся трамвае», в «Шестом чувстве», в «Звездном ужасе», в других вершинных созданиях Гумилева угадывалось мужество неприятия, энергия сопротивления.
Так поэт, не написавший ни строки, которая могла бы быть названа «антисоветской», не участвовавший ни в Белом движении, ни в контрреволюционных заговорах, был обречен.
Его гибель, при всей кажущейся случайности и трагической нелепости, глубоко закономерна. По-другому и не мог уйти из жизни поэт, сам себе напророчивший:
И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще.
Урок литературы в 11 классе
Николай Степанович Гумилёв и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилёва.
Цели урока
: познакомить с жизнью и творчеством Н.С. Гумилёва; отметить особенности образа романтического героя Н.С. Гумилёва (яркость восприятия мира, действенность позиции, неприятие серости, обыденности существования); формировать ключевые информационные и коммуникативные компетенции на основе анализа стихотворений Н.С. Гумилёва; воспитывать уважение к отечественной культуре, языку, истории.Ход урока
Он возвысил слово над «низкой
жизнью». Он преклонил пред ним
колени – как мастер, всегда готовый
к продолжению ученичества, как ученик,
свято верующий в возможность научиться
волшебству, стать мастером в ряду мастеров.
Сергей Чупрунин.
1.Проверка домашнего задания
.Ученики отвечают на вопросы, которые были заданы на дом.
- Что представляла собой акмеистическая группа?
В 1911 году слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение – «Цех поэтов». В 1912 году было объявлено о возникновении нового поэтического течения. Из разных предложенных названий прижилось «акмеизм» (от греческого - высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Из широкого круга участников «Цеха» выделилась более узкая и эстетически более сплочённая группа поэтов, которые стали именовать себя акмеистами. К ним относились Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. Другие участники «Цеха», не являясь правоверными акмеистами, составляли периферию течения.
- Каковы взгляды Н.С. Гумилёва на это новое течение?
В программной статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.С. Гумилёв назвал символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало иной – «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь». Акмеизм, по мысли Гумилёва, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «нецеломудренного» стремления символистов познать непознаваемое: простой предметный мир значителен сам по себе. Главное значение приобретает художественное освоение многообразного и яркого земного мира.
2.Работа по теме урока
2.1. Слово учителя.
Гумилёв Николай Степанович, 33 лет, дворянин, филолог, поэт, член коллегии «Издательство Всемирная литература», беспартийный, офицер был казнён в августе 1921 года по обвинению в принадлежности к «таганцевскому заговору». Недавно обнародованные материалы свидетельствуют о том, что это обвинение было ложным. Вы можете прочитать об этом подробно в журнале «Новый мир», №12, 1987 год.
- Каким же был этот один из самых ярких представителей акмеистической группы?
Исследователь творчества Гумилёва Н. Богомолов отмечал, что акмеизм Гумилёва конфликтен. Дело в том, что Гумилёв пробовал себя не в одной манере, «старался разрушить уже на глазах каменеющие традиции русского символизма», найти иные способы выражения, чем уже опробованные ранее. Его акмеизм тесно сближается с символизмом.
2.2.Домашняя подготовка учащихся: выразительное чтение или чтение наизусть стихотворения Гумилёва.
3. Лекция по теме урока.
По ходу лекции сделайте записи, которые помогут вам представить образ лирического героя стихотворений Н.С. Гумилёва.
3.1. Индивидуальное сообщение ученика
о жизненном пути Н.С. Гумилёва (на основе материала учебника).3.2. Давайте вместе перелистаем «книгу поэзии» Николая Гумилёва
А) Характерной особенностью уже ранней лирики поэта стало перенесение себя и читателя
в мир грёз.И кажется – в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
Стоит только дать волю грезе – и начинается карнавальная смена то ли масок, то ли жребиев: «Я конквистадор в панцире железном…», однажды сидел я в порфире златой, горел мой алмазный венец…», «Я – попугай с Антильских островов…»
Б) С ранних стихов Гумилёв утвердил исключительность своей мечты, спасающей от скуки обыденного существования. В сборнике «Романтические цветы» была развита тема «битвы» за небывалую красоту. На этом пути лирический герой смело зовёт «смерть любую»:
Я с нею буду биться до конца.
И, может быть, рукою мертвеца
Я лилию добуду голубую.
В) Поклонение «сокровищам немыслимых фантазий» проявилось и в стихах, написанных по впечатлениям от путешествий. Что это – жизнь или мираж – в стихотворении «Лесной пожар»:
Резкий грохот, тяжкий топот,
Вой, мычанье, стон и рёв,
И зловеще – тихий ропот
Закипающих ручьев.
Вот несётся слон-пустынник,
Лев стремительно бежит,
Обезьяна держит финик
И пронзительно визжит.
С вепрем стиснутый бок о бок
Легкий волк, душа ловитв,
Зубы белы, взор не робок –
Только время не для битв.
Прочитайте ещё два стихотворения об Африке.
3.3. Работа по вариантам
Самостоятельное чтение и анализ стихотворений с опорой на материал учебника.
1 вариант – стихотворение «Озеро Чад»
Основная мысль – трагическая обречённость естественной гармонии под напором греховных побуждений человеческой цивилизации.
2 вариант – стихотворение «Жираф».
Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.
4. В конце 1903 года Николай Гумилёв познакомился с Аней Горенко – будущей Анной Ахматовой, которая станет его женой. В дальнейшем именно ей будут посвящены шедевры его
любовной лирики.Заранее подготовленный ученик читает
Много есть людей, что полюбив,
Мудрые дома себе возводят,
Возле их благословенных нив
Дети резвые за стадом бродят.
А другим – жестокая любовь,
Горькие ответы и вопросы,
С желчью смешана, кричит их кровь,
Слух их жалят злобным звоном осы.
А иные любят, как поют,-
Как поют и дивно торжествуют,
В сказочный скрываются приют;
А иные любят, как танцуют.
- Что поведал о «тайном пламени любви» поэт?
-
Какие средства художественной выразительности помогают влюблённому поэту рассказать о своих чувствах?5.
Стихов о России у Гумилёва мало. Но это ни в коем случае не говорит о том, что Гумилёв не любил Родину. Удивительно было, что реальность словно бы не заботила поэта. Или – выразимся точнее – была скучна, неинтересна ему именно как поэту. Почему? Гумилёв сам ответил на этот вопрос:Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит её, надменную,
Моя единая отрада.
У Гумилёва вообще нет
политических стихов. Он уклонился от прямого диалога с современностью. Он – так, во всяком случае, кажется на первый взгляд – промолчал о том, что творилось со страной и народом в огненное пятилетие 1917-1921 годов. Но это молчание истолковывалось и осознавалось как акт гражданского выбора, как недвусмысленная политическая позиция.Гибель Гумилёва, при всей кажущейся случайности и трагической нелепости, глубоко закономерна. По-другому не мог уйти из жизни поэт, сам себе напророчивший:
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.
- Вернёмся к вопросу, поставленному в начале лекции.
Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос: «Каким предстаёт лирический герой Гумилёва?»
Запись в тетради и на доске
Лирический герой Гумилёва
Мечтатель
РОМАНТИК
Боец
Путешественник
Страстный влюблённый
Патриот
Мужественный человек
III
. Итоги урокаДомашнее задание.
Продолжите знакомство с творчеством Николая Степановича Гумилёва. Выберите вопрос и подготовьте ответ на него:
В чем трагичность лирического героя Н. Гумилёва?
Как проявился идеал Гумилёва в цикле «Капитаны»?
Какие этапы своего творческого пути отразил Гумилёв в стихотворении «Память»?