Как научить детей в начальной школе читать правильно и бегло
Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения,
самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили
В современной школе нельзя найти учителя, который бы не задавал себе этот вопрос. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» В.А. Сухомлинский писал о том, что беглое, нормальное чтение - это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадет с первой. Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н.Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты -120 слов в минуту, Троечники - 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В. А. Сухомлинского.
Чтобы предотвратить эту проблему, нужно начинать работу по развитию навыков беглого, осознанного и выразительного чтения с 1 класса. Проводится систематическая работа на определенных этапах освоения навыков чтения:
Ребенок может
Опознанная «на глаз» буква должна
При чтении
Следующей проблемой является
Чтобы читать бегло, ребенок должен
Полноценным чтением можно считать только чтение «про себя»
Для
Для того, чтобы научить ребенка правильно и бегло читать применю ряд приемов:
Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому, ели мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказку. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: Две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
«Жужжащее» чтение тоже дает хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учеников. При этом каждый из них упражняется в течении 1-2 минут. При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажера резко увеличивается.
Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
а) Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки.
б) Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.
в) Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам дается задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом темпе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста в том же темпе чтения. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
8. Игра «Буксир».
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики продолжают читать.
9. Игра «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети должны быстро его найти и продолжить чтение.
10.Игра «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
11. На доске записано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
12. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
13.Развитие широкого поля зрения.
а) учитель называет букву алфавита, ребенок находит и показывает эту букву пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребенок запомнит, где расположена каждая буква. Замерьте время нахождения всех букв алфавита.
б) На основе тренировки по таблицам Шульте: зафиксировав взгляд в центре таблицы, найдите все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребенок сначала показывает букву карандашом, а затем, глядя в центр, находит букву мысленно.
в) ребенок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть ее всю, находит букву «а», затем аб, абв, абвг и т.д. С каждым разом скорость нахождения предыдущих букв должна увеличиваться.
г) Чтение бегущей строки
д) Упражнение «Нырялки» Предварительно сделав дыхательную зарядку по отработке длительности выдоха, сделав глубокий вдох читать текст на одном выдохе до того места, пока хватает дыхания. Остановиться и отметить место остановки. Дыхание не форсировать. Повторить 3 раза. В конце упражнения обратить внимание на увеличение количества слов с каждым последующим чтением этого отрывка.
е) Чтение в парах наперегонки. Читает один ученик, другой слушает и фиксирует ошибки и считает количество прочитанных слов. Затем ученики меняются ролями.
ж) Упражнение « Молния» Дети садятся перед текстом. На счет раз - дети закрывают глаза. На ощупь нацеливают пальчик на строку Два, три, четыре – открывают и пытаются прочитать как можно больше слов. На счет пять – закрывают глаза. Затем проводится обсуждение, кто что увидел.
14. Стимулирование желания читать.
Магнитная шкала достижений с фотографиями читающих. Ежедневно определяется динамика чтения учеников.
Чтение совместно с учителем, затем попеременно ученик- учитель и наоборот.
Чтение диалогов и короткие инсценировки с персонажами произведений
Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения.
К этому времени ученики уже читают бегло, поэтому появляется осознанное чтение. Над выразительностью чтения работаю по тетрадям «Учимся читать выразительно».
1 технология – стратегия ЖИГСО (желание индивидуально говорить, создавать, оформлять свои мысли) Учащиеся делятся на группы и каждая группа получает задание.
1 группа – выбрать из текста слова, которые помогут описать характер положительного героя
2 группа - подобрать слова описывающие отрицательного героя
3 группа – найти слова в тексте описывающие пейзаж.
2. Одним из наиболее часто используемых на уроках чтения является метод «Инсерт» (технология критического мышления). Этот метод хорошо известен многим, как « метод помет», но не всегда доводится до конца. На полях учебника дети карандашом делают пометы, отвечая на вопросы:
1) Я знаю (+)
2) Не знаю (-)
3) Понравилось (!)
4) Не понял (?)
Итак, прочитывается весь текст, и делаются пометы. Затем дети делятся на группы и готовят устные или письменные ответы на один из этих вопросов (по заданию), 11 группа – я знал, 2 группа – не знал, и т.д. Рабочие группы формируются до конца учебной четверти. Каждая группа имеет свой паспорт, В котором отмечается работа группы: оценка спикера и график дежурных командиров. Дежурный командир руководит порядком работы в группе и назначает спикера из ранее не задействованных в этой работе участников группы. Таким образом, за учебную четверть все успевают побыть и спикером и дежурным командиром. Если учебного времени не хватает, карточка заполняется в следующей четверти и только тогда формируется новая группа.
3. Уроки с элементами «драматизации» при изучении басен, сказок.
3. Технология пятистишия
1 строка – 1 существительное (о герое)
2 строка – 2 прилагательных (его качества)
3 строка – 3 глагола (его характерные свойства)
4 строка – 4 слова – словосочетание
5 – строка – 1 слово – синоним к первому слову
6 строка – предложение, в котором заключён смысл произведения.
4. Техника «РАФТ» - ролевая активизация фантазии и творчества.
Р – роль, которую мы будем изображать;
А – аудитория – для кого?
Ф – форма – как? (беседа, диалог, монолог, сказка)
Т – тема – о чём мы будем говорить
Обязательны на уроках литературного чтения творческие, ролевые пересказы.
Применение методов развивающего обучения – метод ассоциаций, метод «Мозговой атаки» , метод прогнозирования – помогает выработать у учащихся умение искать, выбирать, систематизировать, анализировать, то есть глубже вникать в прочитанное произведение. Учащиеся понимают, как важно читать быстро и осознанно, чтобы ответить на все поставленные вопросы.
Все эти техники и технологии повышают интерес учащихся к уроку, работе с текстом, совершенствуют читательский интерес, технику чтения.
Литература:
«Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению» Богатырёва Елена Михайловна учитель начальных классов Новосельская средняя школа, р/н Г. Мусрепова, Северо – Казахстанская область
«Как научить детей в начальной школе читать бегло» Чемерикина Галина Александровна
«Формирование навыка чтения в начальной школе» Козлова Г.Р.
Сальникова Т. П. Методика обучения чтению. - М., 2000г
Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».
Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.
Крайне важно научить ребенка не просто читать, но еще и осознавать прочитанноеС чего начинать обучение скорочтению?
Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.
Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования – об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.
Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.
Готовим к чтению дошколят
Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.
На помощь самым младшим деткам приходит азбука
Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.
Наиболее распространенные ошибки родителей
- Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
- Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
- говорим: П и А будет ПА;
- чтение по буквам: Б, А, Б, А;
- анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.
Учим читать правильно
Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго – к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.
Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков
Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.
Занятия в первом классе
Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.
Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.
Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.
Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе
Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.
Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.
Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.
Упражнения
Слоговая таблица скоростного чтения
В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.
Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков
Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.
Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.
Хоровое произнесение текста
Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.
Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению
Комплексная программа для чтения
- многократное повторение написанного;
- чтение в быстром ритме скороговорки;
- продолжение чтения незнакомого текста с выражением.
Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:
Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.
Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.
В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка
Варианты упражнений
- Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
- Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
- Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:
Программа для детей старше 8 лет
- Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
- Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
- Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
- Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
- Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.
Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться
Стимулируем результатами
Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.
Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».
Как научить детей читать бегло
Скорость чтения важный фактор из числа, влияющих на успеваемость. Многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока их не научат элементарному – читать.
От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мышление. Это широко распространенная ошибка. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе.
Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет затруднено.
В начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
Основными причинами замедленного чтения у детей являются
:1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).
Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.
2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).
3. Маленький словарный запас.
4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.
5. Не развитый артикуляционный аппарат.
6. Не по возрасту подобранные произведения.
упражнения
1.Параллельное чтение.
Приготовьте два одинаковых текста. Вы читаете текст вслух, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?
2 .Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Вспомните, раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказку. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.
3.Спотыкание об согласные.
Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.
4. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, презентации: Две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
6 . Жужжащее чтение.
Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.
«Жужжащее» чтение тоже дает хорошие результаты.
7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
а) Многократное чтение проводится таким образом. Учитель устанавливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжить его в течение минуты. По истечении минуты каждый ученик замечает, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до какого слов он успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение – скороговорки. (это можно применить и дома)
8. Игра «Буксир».
а) взрослый(родитель, наставник, учитель) читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за взрослым человеком.
б) взрослый читает вслух, дети про себя. Взрослый останавливается, ученики продолжают читать.
9.Игра «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове, первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
11. Пишите слова, отличающиеся одной буквой : кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.
12 . «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
13 .Развитие широкого поля зрения.
Найди букву.
На листе бумаге разбросаны буквы алфавита. Взрослый называет букву алфавита, ребенок находит и показывает эту букву пальцем или карандашом. Потренируйтесь, пусть ребенок запомнит, где расположена каждая буква. Замерьте время нахождения всех букв алфавита.
б) зафиксировав взгляд в центре таблицы, найдите все буквы алфавита. Перемещать взгляд нельзя. Глаза устремлены в центр! Ребенок сначала показывает букву карандашом, а затем, глядя в центр, находит букву мысленно.
в) ребенок смотрит только в центр таблицы, стараясь видеть ее всю, находит букву «а», затем аб, абв, абвг и т.д. С каждым разом скорость нахождения предыдущих букв должна увеличиваться.
14. Антиципация (смысловая догадка).
Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.
Литература
1. Сальникова Т. П. Методика обучения чтению. - М., 2000
2. Школа рационального чтения: Курс обучения чтению самых маленьких. - М.: ШРУ, 1990
3. Начальная школа, 2004, № 12
4. Первое сентября, 2004, №23
5.Бодрова Е.В. Когда мы читаем детям. Календарь для родителей.
Сайты:
1.http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-1.htm
2. http://www.zanimatika.ru/neobyiknovennoe-chtenie/chitat-beglo-i-ili-osoznanno.html
3. http://efamily.ru/articles/102/406
4. http://vesn.blogspot.ru/2011/03/blog-post_10.html
Благодаря этим упражнениям ребенок научится читать быстро и правильно
Многие из нас еще помнят тот самый красный букварь с большой яркой буквой «А» на обложке. Благодаря этой книжке миллионы детей быстро научились читать. Прошло время, и теперь эти дети повзрослели и сами стали родителями. Но теперь они уже не обращаются к той самой книжке, по которой сами когда-то научились читать. Нынче в моде столько методик по обучению детей чтению, что можно легко растеряться – на чем же остановить свой выбор,чтобы быстро научить ребенка читать и самое главное – правильно. Методика Тюленева предназначена для обучения малышей чуть ли не с пеленок, кубики Зайцева и шершавые буквы Марии Монтессори обещают чудеса в обучении. Молодые родители мечутся между всеми этими способами, а вместе с ними – и их ребенок.
И все же, как научить ребенка читать, какой методике отдать предпочтение, когда начинать обучение и с чего? Эти вопросы волнуют многих молодых пап и мам. Но мало кто из них задумывается над тем, что выучить буквы и уметь складывать их в слова и фразы с предложениями вовсе не самое главное.
Сейчас очень модно раннее развитие малышей. Едва ребенку исполнится год, как его уже начинают обучать читать и считать. Но уже доказано, что это чревато последствиями для формирующейся психики детей. Убеждение, что чем раньше начать обучение ребенка, тем лучше – ошибочно. По мнению невропатологов, родители, стремящиеся к очень раннему обучению, могут навредить своему малышу.
Давайте разберемся, как происходит формирование ребенка.
– С ранних сроков беременности и вплоть до трех лет происходит формирование первого функционального блока мозга, который отвечает за эмоциональное, познавательное и телесное восприятие ребенка.
– В трехлетнем возрасте и до пяти лет – восьми лет формируется второй функциональный блок мозга. Он управляет восприятием: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.
Как считают офтальмологи, раннее обучение ребенка чтению чревато последствиями для глаз – может развиться близорукость от преждевременных зрительных нагрузок. Специалисты не рекомендуют учить читать раньше, чем в пять-шесть лет. До этого возраста происходит формирование цилиарной мышцы, которая отвечает за остроту зрения.
– Развитие сознательной психической деятельности ребенка происходит в возрасте от семи до пятнадцати лет.
Функциональные блоки мозга формируются последовательно. Все попытки родителей «перепрыгнуть» какой-либо из этапов, негативно скажутся на развитии природных процессов, которые происходят в организме ребенка в тот или иной период. Попросту происходит искажение в естественном развитии малыша. Последствия раннего обучения ребенка могут проявиться не сразу. Тем они и чреваты. Спустя годы это может отразиться на эмоционально-личностных отношениях с людьми. А также может вылиться в непредсказуемую форму: заикание, тики, неврозы, в различные нарушения речи и навязчивые движения.
Как определить, что физиологически ребенок готов к обучению чтению?
– у ребенка сформировалась речь, он может говорить предложениями и составить связный рассказ;
– у малыша отсутствуют логопедические нарушения. Причем здесь имеется ввиду не только правильное произношение отдельных звуков, но и нарушения ритма и мелодики речи;
– ребенок хорошо ориентируется в пространстве, не путаясь в понятиях верх и низ, вправо – влево;
– фонематический слух ребенка достаточно развит – он легко распознает звук не только в начале слова, но и в средней его части и в конце слова.
Как правильно научить ребенка читать, чтобы не вызвать слез, упреков и обиды? Этим вопросом чаще других задаются родители будущих первоклашек. Конечно, можно остановиться на привычной для всех методике. Она сводится к ежедневным монотонным занятиям, в процессе которых ребенок учится писать крючки и палочки, а также читает букварь. Но все папы и мамы знают, что такие занятия несут в себе скуку, усталость и раздражение, ребенок не учится читать вдумчиво. Вследствие чего развивается нежелание к учебе. И хоть ребенок получит определенные знания и навыки, такое обучение вряд ли станет для него хорошей школой развития чувств и эмоций, а также средством познания окружающего мира и себя в нем. Чтобы обучение стало увлекательной игрой и превратило его в совместный творческий процесс детей и взрослых,чтобы ребенок научился читать правильно и быстро, выберите другой путь.
Так же как малыши учатся понимать устную речь, они должны учиться читать слова и предложения. Но самое главное – это вполне реально и факты это подтверждают.
Ученые доказали, что глаз видит, но не осознает того, что видит; ухо воспринимает звук, но не понимает того, что слышит. Весь процесс понимания этого происходит сугубо в мозгу.
Когда мы слышим произнесенное слово или предложение, звуки разделяются на несколько электрохимических импульсов, которые посылаются в мозг. Наш мозг соединяет все эти импульсы воедино и воспринимает их смысл и значение. Аналогичное действие происходит и со зрением. Наши глаза видят написанное, но не понимают его. Мозг не видит написанного, но понимает его.
Зрительное и слуховое окончания пропускаются через мозг, который обрабатывает полученную информацию. В том случае, если малыш должен был бы владеть только одним из многих навыков, то таким навыком, несомненно, стало бы умение читать. Именно оно является основой всех видов стандартного, формального и неформального обучения.
Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал и не терял интереса? Занимайтесь регулярно, но недолго. Для первых занятий будет достаточно пяти – десяти минут. Постепенно это время можно увеличить до тридцати минут. Проводите занятие в виде игры – ребенку должно быть легко, интересно и не скучно.
Прежде чем приступить к технике чтения, выучите с малышом все буквы. Очень хорошо помогут в этом кубики. Картинки, нарисованные на них, помогут узнать предмет и связать его с буквой. Научите малыша правильно называть буквы: арбуз – «А», дом – «Д» и т.д. Поиграйте с малышом в игру – попросите его найти букву «А». При этом не торопитесь делать подсказки. Ребенок должен научиться самостоятельно отыскивать нужный кубик. Если у него не получается –ему нужно помочь.
10 важных советов, которые помогут вам обучить ребенка читать правильно:
Какой методики обучения чтению придерживаться? Обучая своего ребенка читать по слогам,отдайте предпочтение обычному букварю, который составила К. Жукова. Эта книга является эффективным помощником для ребенка, который учится понимать, как складывать буквы в слоги, слоги – складывать в слова, а эти слова – в целые предложения. Картинок в книжке немного, но их вполне хватает, чтобы ребенку не было скучно.
В какой последовательности учить гласные и согласные. Сначала учим ребенка открытым гласным – А, О, У, Э, Ы. Теперь можно приступить к твердым согласным – М, Н. Но следите,чтобы ребенок произносил их правильно: не «эм», и не «мэ», а просто «м». Следующие на очереди – глухие и шипящие звуки: Ш, С и т.д.
Не забывайте на каждом занятии повторять с ребенком материал предыдущего урока. Вспоминайте вместе, какие звуки вы учили на прошлом занятии. Закрепляя пройденный материал, вы поможете выработать у ребенка грамотный механизм чтения.
Загляните в букварь. Покажите малышу как первая буква слога «м» спешит ко второй букве «а». Объясните ребенку, что так и надо это произносить: м-м-ма-а-а – м-м-ма-а-а. В такой доступной форме ребенок понимает, что одна буква бежит к другой. В итоге они проговариваются слитно, не отделяясь друг от друга.
Теперь приступаем к изучению несложных слогов. Чтобы легко научить ребенка чтению, нужно начинать с простых слогов, в которых всего две буквы: ма, ла, ра, му, мо. Малыш должен освоить и понять, как две буквы образуют слог. Ему важно освоить механизм чтения по слогам. После того, как он это поймет, он легко научится читать слоги посложней – с глухими и шипящими согласными: ши, да, во и т.д.
Можно начинать изучать более сложные слоги. Не спешите переходить к чтению слов или книг. Дайте малышу лучше усвоить механизм чтения по слогам. Просто усложните задание – читайте с ним слоги, которые начинаются с гласной буквы: ам, ав, он, уп.
После того, как освоены все слоги, приступаем к чтению самых простых слов: «ма – ма», «ра – ма», «мы – ло».
Как легко научить ребенка чтению по слогам? Обязательно учите ребенка правильно произносить слоги. Это залог того, что он хорошо научится читать. Обратите внимание. По одной из методик учителя и воспитатели в детских садах учат детей петь слоги. Малыши быстро к этому привыкают и поют слоги постоянно на одном дыхании. При этом они не делают никаких пауз между словами. Некоторые малыши так увлекаются, что поют весь абзац, не соблюдая знаков препинания – точек, восклицательного и вопросительного знака. Если вы решили обучать малыша чтению, делайте это хорошо. Не нужно позволять ребенку петь все подряд. Обращайте его внимания на паузы между словами, а особенно – между предложениями. Приучайте ребенка к такому порядку: спел слово – пауза, спел второе – пауза. В дальнейшем он сам научиться укорачивать паузы. Но в начале обучения их делать просто обязательно.
В каком возрасте лучше научить ребенка читать. Не стоит опережать события. В трех или четырехлетнем возрасте вряд ли вашему чаду будет интересно корпеть над книжками, учиться читать и складывать буквы в слоги. В таком возрасте определенно рановато начинать обучаться чтению. Исключение составляют только те случаи, когда ребенок сам недвусмысленно проявляет к этому стремление.
А вот в возрасте пяти и шести лет с детьми надо обязательно заниматься, чтобы они умели читать и писать слова печатными буквами. Тех детей, которые ходят в детский сад, обучают этому воспитатели. Если ваш малыш не посещает детский сад, заниматься с ребенком придется вам. Пусть эту обязанность хотя бы частично возьмут на себя бабушка или дедушка. В крайнем случае – наймите репетитора. Это необходимо потому, что современные методики предполагают, что ребенок придет в первый класс уже подготовленным и читающим по слогам. Это также важно и с точки зрения психологии. Если вы научите своего малыша читать до школы, в первом классе ему легко будет читать и первого стресса от школы удастся избежать.
Чтобы быстро и правильно научить ребенка читать по слогам, превратите учебу в игру. Не стоит заставлять ребенка выразительному или беглому чтению. Гораздо важнее, чтобы он самостоятельно мог складывать буквы в слоги, читать их в книжке, уметь составлять слова, фразы и предложения. Ему попросту нужно овладеть техникой чтения. Не важно, если поначалу это будет медленно и затруднительно для малыша. Сохраняя спокойствие, плавно и тихо помогайте исправлять ему ошибки во время чтения. Пусть это будет как игра. Ведь в игре можно расслабиться, не получив стресса. В процессе обучения чтению, добиться нужно именно того, чтобы малыш не напрягаясь понял, что хотят от него старшие.
Если вы будете придерживаться этих советов, вам удастся научить вашего малыша довольно сносно читать уже за месяц – полтора.
Если ваш ребенок уже умеет сносно читать по слогам целые фразы,постепенно переходим к обучению малыша беглому чтению. Ниже размещены 14 уроков, с помощью которых вы сможете научить своего малыша читать бегло,а самое главное – правильно. Заниматься обучением ребенка шести – семилетнего возраста беглому чтению желательно не более 30 минут один-два раза в день. Выполнять эти уроки можно в любой последовательности. В день – не более 4 уроков.
Как правильно развить у ребенка зоркость
Попробуйте выполнить такое задание:
– В ряде из пяти-шести гласных букв вставьте одну согласную. Предложите ребенку найти лишнюю букву. Можно варьировать данное задание.
– Выпишите слова, в которых разная лишь одна буква: кит – кот; сок – сук; лес – вес и т.д. Ребенок должен ответить, чем слова отличаются друг от друга.
Гимнастика, развивающая артикуляцию у ребенка
Эти занятия помогают усовершенствовать произношение, способствуют правильному дыханию и помогают сделать речь четче.
Игра «сложи слово из половинок»
Подберите простые слова, состоящие из двух слогов. На один урок потребуется не меньше десяти слов. Напишите эти слова на двух карточках и предложите ребенку правильно собрать слова. Карточки нужно постоянно менять.
Как быстро натренировать внимание
Задание состоит в следующем. Ваш малыш читает текст в книге. По вашей команде «Стоп!» он отрывает глаза от книги, закрывает их и отдыхает. По команде «Читай!» ребенок должен найти тот фрагмент, где приостановил свое чтение.
Смысловая догадка (антиципация)
Принцип антиципации – при чтении боковое зрение ребенка видит контур последующего слова. Из прочитанного делает вывод – какое слово должно быть следующим.
Чтобы развить смысловую догадку, можно сделать с ребенком следующее упражнение. Напишите слова, в которых пропущена или буква, или слог. Дайте возможность ребенку самому догадаться, какие буквы нужно вписать. Эти занятия существенно улучшают способность ребенка научиться читать бегло.
Учите ребенка параллельному чтению
Вам понадобятся два одинаковых текста. Начинайте читать медленно, а ребенок пусть читает вслед за вами, следя пальцем по строчкам. Постепенно ускоряйте темп, но следите за тем, чтобы малыш не отставал.
Чтение на время
Подберите простой текст. Засеките время (например – минуту) и пусть ребенок читает. Когда время истечет, посчитайте, сколько слов ребенок успел прочесть за минуту. При повторном чтении ребенок прочитает уже больше слов.
Для развития четкого произношения почитайте с ребенком скороговорки. Сначала читайте их медленно и шепотом. Затем – уверенно и громко. Проследите, чтобы ребенок четко проговаривал окончания слов. Точно также почитайте с ребенком пословицы и поговорки.
Игра «сделай ударение»
Подберите слово с несколькими слогами и попробуйте с ребенком делать ударение на каждый из слогов. Ребенок должен определить – какое ударение правильное.
Старайтесь вовлечь своего ребенка в процесс чтения. Читая ему любимую сказку, остановитесь на самом интересном месте. Скажите, что устали читать и попросите ребенка прочитать небольшой отрывок текста.
Смотрите диафильмы
Это занятие как нельзя лучше тренирует технику чтения.
Как развить у ребенка поле зрения
а) Нарисуйте таблицу. Впишите в каждую клеточку одну букву. Предложите ребенку прочитать их все про себя, указывая на буквы карандашом. Читать нужно как можно скорее и запомнить последовательность букв.
Чтобы научить ребенка бегло читать, занимайтесь чтением перевернутого текста. Так развивается запоминание целостных образцов букв. Ребенок научится сочетать смысловое окончание слова с буквенным анализом. К этому упражнению переходите не сразу,а когда ребенок научится читать без ошибок. Благодаря этому упражнению ребенок научится читать быстро и правильно.
Читайте также:
Это интересно!
Просмотрено
Оказывается, быть родителями – это, довольно, весело!
Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
Как нехочуху превратить в хочуху
Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
2 типа истерик у детей и правильная реакция родителей
Все о воспитании, Истории, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
Как стимулировать развитие речи ребенка? 10 простых приемов
Истории, Советы родителям, Это интересно!
Просмотрено
Как правильно покупать ребенку желаемую вещь
Чтение - это важнейший процесс обработки и восприятия графической информации, обучение которому начинается с раннего возраста.
От качества овладения этим навыком во многом определяется дальнейший успех человека в учебе, в творчестве и даже в житейских вопросах. Мы рассмотрим не только то, как научиться быстро читать, но и как улавливать важнейшую информацию в тексте. От последнего напрямую зависит качество и скорость будущей интеллектуальной работы.
Почему так важно уметь быстро читать?
Прежде чем осваивать искусство быстрого и вдумчивого чтения, имеет смысл задуматься о том, а нужно ли вам это?
Если нет, ознакомьтесь со статьей для общего развития и… все равно читайте! Только выбирайте тех авторов, которые вам действительно интересны и поднимают настроение. Обогащение мозга новой информацией - тоже важная задача, поддерживающая интеллект в тонусе.
Может быть, по прошествии пары-тройки лет вам захочется чего-то достичь. Тогда в вашем распоряжении будут все исходные данные. А именно более или менее тренированный мозг. Доказано, что даже чтение беллетристики заставляет его напрягаться.
Если же вы целеустремленный человек и хотите стать лучшим(ей) в сфере, требующей серьезной интеллектуальной работы, эта статья для вас (в ней будет подробно рассказано, как читать быстро и запоминать).
Читающий человек - какой он?
Мы живем в информационный век, в котором скорость овладения новыми знаниями играет решающую роль. Человек, умеющий быстро воспринять большой объем информации:
- Уверен в себе.
- Имеет адекватную самооценку.
- Добивается многого в жизни.
Как научиться быстро читать?
Сразу же перейдем к правилам, которые применимы на практике. Учимся читать быстро конкретный текст? Тогда поехали:
- Читайте только полезные книги. Например, если вы хотите стать успешным бизнесменом, изучите автобиографии талантливых предпринимателей. Вам будет полезна история Стива Джобса, рассказывающая о непростой судьбе человека, совершившего прорыв в области информационных технологий (он, кстати, не отличался дисциплиной и был бунтовщиком в молодости. Впрочем, осуществлению его идей это не помешало). Также имеет смысл прочитать Адама Смита, а именно его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Там детально рассказывается о том, как функционирует капиталистическая система, в чем состоит ее основная проблема и уже предсказаны кризисы перепроизводства.
- Выбирайте книги, написанные интересным и живым языком.
- Перед чтением бумажного томика пролистайте его и ознакомьтесь с оглавлением. Таким образом вы будете ориентироваться в основных разделах книги.
- Прочитайте произведение быстро два раза. Даже если вы не поняли какую-то деталь, не заостряйте на этом внимание: ваша задача - уловить главную мысль.
- Изучайте книгу в комфортных для вас условиях. Тут имеется в виду тихое место, где вас никто не сможет отвлечь.
- Не читайте лишних книг: они забивают память ненужной информацией.
Качественное восприятие информации - залог успеха
В этом разделе мы расскажем, как читать быстро и запоминать полезную информацию. То есть как понимать суть изученного материала. Это и есть цель чтения - научиться извлекать важнейшую информацию из текста. Ну а потом применять ее на практике, если получится...
Ученые доказали, что прочитанный текст хорошо запоминается, когда человек следует пяти простым правилам:
- Делится прочитанным материалом со знакомыми. Когда человек пересказывает своими словами сюжет книги, вероятность отложения новой информации в памяти приближается к 100 %.
- Делает пометки по ходу чтения. Они должны отражать ключевые моменты книги.
- Точно знает лучшее время работы своего мозга. Доказано, что большая часть людей хорошо воспринимают информацию утром и днем. У других людей (их меньшинство) все наоборот: они усваивают информацию только вечером или ночью.
- Не проговаривает вслух прочитанное - это снижает концентрацию внимания.
- Сосредоточен только на чтении книги: ни одно внешнее событие не способно отвлечь его внимание от этого важнейшего дела.
Следуя этим простым правилам, индивид начинает быстрее читать и учится запоминать важную информацию. Просто отлично, если эти пять пунктов войдут в привычку целеустремленного человека.
В следующей главе мы расскажем, как научиться быстро читать вслух.
Нужно ли ораторское искусство сегодня?
О важности красивой и быстрой речи вслух знали еще древние греки. Философы и мыслители, которыми славилась Древняя Греция, отлично владели ораторскими навыками. Именно поэтому их ценные мысли и идеи легко воспринимали простые люди.
Важно ли современному человеку уметь быстро и без запинок читать вслух? Ответ будет определенно положительным.
И это касается не только актеров, филологов и научных работников. Даже обычному экономисту этот навык пригодится в жизни. Хотя бы потому, что по окончании вуза каждый студент защищает диплом перед многочисленной публикой. А в дальнейшей работе умение быстро и красиво говорить может стать решающим навыком: нередко от хорошо произнесенной речи зависит продвижение индивида по карьерной лестнице.
Теперь вы знаете, почему так важен этот навык. Далее мы расскажем, как можно быстро читать вслух.
Учиться этому лучше всего у компетентного преподавателя. Впрочем, самостоятельного образования тоже никто не отменял. Если вы избрали второй путь, вашими помощниками станут:
- аудио-курсы;
- орфоэпический словарь (в нем можно отыскать верное ударение для любого сомнительного слова);
- интересные аудиокниги и телепередачи (желательно выбирать те, в которых участвуют люди с филологическим или актерским образованием);
- диктофон - очень забавно слушать свою речь в записи и находить ошибки;
- постоянная практика - именно она определяет дальнейший успех в этом направлении.
Скорочтение - что это?
Итак, что же означает это интересное двухкоренное слово? Скорочтение - это способность человека быстро прочитывать текст и ориентироваться в нем на 100 %. Звучит, конечно, сильно… и не слишком правдоподобно для обыкновенного человека, помнящего, сколько времени уходило в школе на изучение сложного параграфа по истории. Конечно, если индивид оказывался любознательным, он непременно хорошо знал материал. Но на качественное изучение 10-15 страниц текста иногда уходил не один час времени…
Исторические личности, показывающие феноменальные результаты в скорочтении
Мы же попробуем убедить читателя в том, что вдумчиво прочесть книгу за один день вполне реально. Во всяком случае, истории известны личности, способные это сделать. Кто же эти удивительные люди?
- Ленин - читал со скоростью 2500 слов в минуту! Он был уникальным человеком во всех отношениях; а подобным личностям свойственны выдающиеся интеллектуальные способности.
- Наполеон.
- Пушкин.
- Кеннеди.
Список можно продолжать еще довольно долго... Что же способствует таким феноменальным результатам в скорочтении? Два аспекта - преданность человека идее (это касается политиков. Ленин - самый яркий пример) и природное желание создавать что-то новое (это относится к творческим людям).
Конкретные техники скорочтения
Мы все же пишем статью не про выдающихся людей, а про то, как научиться быстро читать простому человеку. Далее будут представлены научные методики.
- Сначала книга читается от начала до конца; потом - с конца до начала. Суть метода заключается в постепенном увеличении скорости чтения.
- Чтение по диагонали. Данный метод заключается в изучении информации наискосок, быстром пролистывании страниц. Эффективен при работе с художественными произведениями. Этот способ особенно любил Ленин.
- Вождение пальцем снизу строки. Данный метод, известный каждому человеку с детства, является действенным. Проведенные исследования доказывают это.
- Техника присвоения. Означает определение и запоминание ключевых слов.
- Техника сопереживания. Заключается в визуализации главного героя или происходящих в книге событий со стороны читателя. Данная техника эффективна при чтении художественной литературы.
- «Метод штурма». Использовался и используется разведчиками различных стран. Заключается в быстром усвоении определенного объема информации специально обученным человеком.
Быстрое чтение для детей
Интеллект следует развивать смолоду, то есть во время активного роста человека. В этот период мозг ребенка готов к усвоению новой информации на 100 %. А в дальнейшей жизни все приобретенные в школе навыки (в том числе и умение быстро читать) будут играть уже сформировавшемуся человеку на руку.
В предыдущих разделах мы рассмотрели, как научиться быстро читать взрослым людям. Далее мы расскажем о методиках скорочтения для детей. А именно о том, как очень быстро читать.
Сначала поговорим о не очень приятном (но довольно распространенном в наше время аспекте) - о причинах медленного чтения в детском возрасте. Потом - о том, как научить школьника быстро читать.
Причины медленного чтения
- Низкий словарный запас. Пополняется в ходе чтения новых книг, познания нового и общения с людьми.
- Слабая концентрация внимания на тексте.
- Слабый артикуляционный аппарат. Данная проблема устраняется специальными упражнениями, представленными в детских пособиях.
- Нетренированная память. Развивается постоянным чтением интересных текстов и выполнением смысловых упражнений к ним.
- Слишком сложное содержание книги. Не каждый школьник способен воспринять запутанный сюжет литературного произведения. Тут важным аспектом является знание родителя особенностей своего чада. Тогда проблемы с подбором книги для ребенка не возникнет.
- Возвращение к одному и тому же слову или словосочетанию (как правило, сложному). Ребенок не понимает его смысла и поэтому перечитывает вновь. Разумеется, это снижает скорость чтения. Отлично, если ребенок не стесняется спросить значение непонятного слова. А родитель, в свою очередь, способен сыграть роль толкового словаря - то есть на пальцах объяснить, что означает то или иное слово либо фразеологизм.
Как повысить скорость чтения ребенка (или как научить читать быстро) будет рассказано далее.
Для этого родителю потребуются:
- Интересный и небольшой по объему текст. Желательно, чтобы он подходил по возрасту ребенку.
- Таймер.
Засекаете время до начала чтения (например, 1 минуту). По истечении указанного времени останавливаете свое увлеченное чадо и пересчитываете все прочитанные слова.
Далее повторяете эту операцию по второму кругу и так далее. Если все идет правильно, то с каждым новым разом прочитанный отрывок текста будет становиться больше. Это говорит о том, что скорость чтения ребенка растет.
Данный раздел отвечает на вопрос о том, как научиться очень быстро читать.
Как приучить ребенка осмысливать информацию?
Как было сказано ранее, в чтении важна не только скорость, но и качество восприятия новой информации. Отлично, если привычку осмысленного чтения человек приобретает с детства.
Методики осмысленного чтения для детей
- Выделение основной информации. После прочтения определенного отрывка текста попросите ребенка рассказать в двух словах, в чем смысл прочитанного. Если возникнут трудности, повторите упражнение снова.
- Ролевое чтение. Подойдут тексты, в которых присутствуют диалоги между двумя персонажами. Предложите ребенку читать прямую речь того героя, который ему больше всего понравился. Вы озвучивайте реплики его оппонента.
- Чтение веселых скороговорок. Можно вспомнить те, которые вы читали в детстве. Самое главное, чтобы они были интересны для ребенка. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушки». Данная техника также отвечает на вопрос, как научиться быстро читать вслух.
- «Таблица Шульте». Представляет из себя расчерченный квадрат, рассчитанный на 25-30 ячеек. В каждую клетку записывается цифра от 1 до 30. Ребенка просят молча находить числа в процессе возрастания. Данное упражнение улучшает объем оперативного зрения.
- Регулярность занятий. Один из важнейших пунктов. Каким бы простым или сложным методикам быстрого чтения не обучался ребенок, толк будет только от регулярных занятий.
- Не забыть похвалить ребенка. По окончании занятия нужно сказать малышу, что он делает успехи, а все приобретенные навыки будут очень помогать ему в дальнейшей жизни.
Одним из важнейших школьных навыков является быстрое чтение. Как быстро читать и понимать суть изученного материала, мы рассмотрели выше.