?ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ ИМ. Г.В.ПЛЕХАНОВА
(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
По дисциплине: История Отечества
Тема: «Скульптор Петр Карлович Клодт»Выполнили студент: гр. ГК-08-1 ______________ /Николаева Г.С./
(подпись)
Дата: ___________
Проверил преподаватель: ____________ /Афанасьев В.Г./
(подпись) (Ф.И.О.)Санкт-Петербург
2008
Содержание:
1.Введение
7.Памятник Николаю 1
9.Заключение
Список Литературы
1.Введение
«Глубоко и всесторонне постигая натуру, он смог
найти точное соотношение между идеалом и реальностью,
что видно в его творениях, наделенных гармоничной красотой»
Многие знают знаменитого русского скульптора 19 века Петра Карловича Клодта по его великолепным монументальным произведениям, известным на весь мир.
В данной работе будет рассказано не только о его знаменитых шедеврах. Талант Клодта уникален в своем роде, он был скульптором и литейщиком одновременно. Он отливал не только свои работы, но произведения других скульпторов, прежде всего памятники, которые можно сейчас увидеть во многих городах России. Также Клодт не ограничивался созданием исключительно монументальных работ, он создал великолепные мемориальные, станковые, портретные и декоративные произведения, а также работал в технике офорта и литографии. Клодт являлся основоположником анималистического жанра в русской скульптуре, до него в этом жанре работали единицы. Он прекрасно совмещал свою в каком-то роде опасную и трудоемкую работу с преподавательской деятельность в Императорской Академии художеств.
Талант Клодта был оценен не только в России, но и за рубежом. Многие из его работ являлись подарками правителям других стран. Его талант был отмечен несколькими русскими орденами, за рубежом он был также награжден орденами.
В своем реферате я рассмотрю основные вехи жизни и творчества великого скульптора, оставившего колоссальное наследие своим потомкам.
2.Родословная семьи Клодтов фон Юргенсбург
Родословная семьи Клодтов фон Юргенсбург была составлена в марте 1852 года на немецком языке. Однако имя составителя в текстах не указано. Именно из «Родословной» известно, что основоположником династии считается барон Иоганн Адольф Клодт фон Юргенсбург, шведский генерал-лейтенант, родившийся 5 августа 1650 года, попавший в плен и умерший в Москве в 1720 году.Густав Адольф Клодт - капитан гвардии королевы Кристины Августы Шведской был губернатором Риги. Позднее он стал ландмаршалом Шведским Лифляндского дворянства, в 1666 году был шведским посланником в России. Он и его сын Иоганн Адольф женаты были на шведках. Эти сведения дали убедительное основание для выявления скандинавской ветви Клодтов.
В «Родословной» указано, что « дворянский род Клодтов весьма древен. Он происходит из Италии, откуда уже распространился по Вестфалии, по Рейну и по Мозелю. В 1543 году один из Клодтов переселился из Вестфалии в Лифляндию. Его сын в том же году получил вотчинные земли и присоединил к фамилии своей прозвище фон Юргенсбург». По другим источникам, в 1561 году магистр Ордена фон Гален пожаловал это имение Юсту Клодту. В 1780 году имение Юргенсбург, принадлежавшее всегда старшему в роде, перешло в постороннее владение. В эти годы одна из ветвей Клодтов переселилась в Россию. Их баронское достоинство с родовым гербом было признано в России 17 октября 1853 года.
Из описания баронского герба Клодтов фон Юргенсбург явствует, что первоначальный старинный герб расположен в середине большого щита. Старинный герб разделен поперечной золотой полосой, внизу на голубом поле - три золотых шара, сверху на серебряном поле - черный мельничный жернов. Большой щит составлен из четырех частей. В левой верхней части на красном поле - три серебряные лилии с золотыми звездами. Рядом - на золотом поле красная ладья, само поле окаймлено красной и серебряной полосами. В левом нижнем фрагменте на серебряном поле изображении четыре перекрещенных знамени. Щит увенчан шведской баронской короной и с двух краев рыцарскими шлемами.
3. Отец Петра Карловича Клодта
Изучение биографии Карла Федоровича Клодта – отца скульптора основано на исторических фактах, обнаруженных в его личных документах из Отдела рукописей Государственного Русского музея. Карл Федорович родился 25 июля 1765 года в родовом имении Ваалькюль близ Ревеля в семье отставного лейтенанта русской кавалерии Адольфа Фридриха Клодта - внука Иоганна Адольфа Клодта. В его формулярном списке записано, что происходит он из Лифляндских дворян. Имеются сведения, что учиться он начал в «Dohm-Schule» в Ревеле, а далее обучался дома под руководством известных учителей, один из которых - Федор Иванович Шуберт, в дальнейшем ставший астрономом, академиком и членом петербургской Академии Наук.
В военную службу Клодт вступил четырнадцатилетним юношей 4 февраля 1780 года в чине сержанта в артиллерии, и с этого времени начинается его деятельность на благо Отечества. 10 мая 1786 года он стал штык-юнкером в артиллерии. 7 декабря 1787 года его перевели в Генеральный штаб поручиком, а 18 июня 1792 года он становиться капитаном. 16 февраля 1797 года при императоре Павле 1 Клодт переведен в «Свиту Его Величества по квартирмейстерской части», и 17 ноября того же года он произведен в майоры. 8 апреля 1800 года Клодт произведен в подполковники.
Уже при новом императоре Александре 1 он был пожалован в 1806 году в чин полковника, о чем свидетельствует собственноручно подписанная императорская грамота.
Сведения о ранних годах службы Клодта удалось почерпнуть из формулярного списка. С 1783 года по 20 апреля 1784 года он находился в Польше в обсервационном корпусе. В 1789 году был за Кубанью до Тамани. С 3 октября по 3 ноября 1790 года снова за Кубанью. Далее в формулярном списке можно прочесть: « 1802 с 24 марта при съемке и сочинении карты части С.Петербургской губернии…..Был в сражениях под крепостью Измаил противу Турецких войск, за что награжден орденом Св. Владимира 4 степени с бантом».
Скупые записи в документах дают представление о том, что в августе 1809 года Клодт находился под командою генерал- лейтенанта Засса за Дунаем при взятии крепости Сакчи и Тулчи. При переправе через реку Дунай у крепости Туртукая и занятии ее Клодт был удостоен высочайшего благоволения. С 15 июня он участвует в осаде крепости Рущука и при ее штурме, потом при осаде крепости Журжи. В августе он находится в Сербии, при занятии деревни Раковицы на правом берегу Дуная и при обложении берегового укрепления, за что был пожалован орденом Св. Анны 2-й степени с алмазами.
Геройски отличившийся во многих сражениях с французскими войсками,Клодт был назначен начальником штаба Отельного Сибирского корпуса. Вместе с семьей- супругой Елисаветой Яковлевной – дочерью статского советника фон Фреингольдта- и сыновьями Владимиром, Петром, Константином, Александром и Борисом Клодт переехал из Санкт- Петербурга в Омск. Там семья увеличилась - родился сын Михаил и дочь Наталья. 23 июля 1822 года К.Ф. Клодт скончался.
Живописный портрет К.Ф. Клодта, написанный в мастерской Джорджа Доу в 1821 году, находиться в Военной Галерее 1812 года в Зимнем дворце.
4.Петр Карлович Клодт. Ранний период.
В историю Отечественной пластики Петр Карлович Клодт вошел прежде всего как крупнейший мастер-монументалист, создатель таких всемирно известных произведений, как конные группы Аничкова моста, памятник И.А.Крылову и конной статуи для монумента Николаю 1. Клодт объективно признан основателем анималистического жанра в русской скульптуре, важнейшей темой его творчества было изображение лошадей. Скульптор явился достойным приемником и продолжателем лучших классических традиций.Петр Карлович Клодт был вторым сыном. Он родился 24 мая 1805 года в Санкт-Петербурге и был записан с двойным именем Петр Яков. После 1814 года, когда барон Карл Густав был назначен начальником штаба Сибирского корпуса, семья переехала в Омск, где в 1822 году скончался отец.
В 1822 году семейство Клодтов вернулось в Петербург. Удалось найти точную дату вступления Петра Клодта в Артиллерийское училище юнкером 14 апреля 1823 года. 16 февраля 1825 года произведен в прапорщики.
Именно в эти годы решался важнейший вопрос выбора профессии. Получив отставку, Клодт был принят в число пенсионеров Общества Поощрения художников. По «Высочайшему повелению Государя Императора» в 1829 году профессорам Академии художеств были показаны три рисунка, выполненные пером Клодтом. С этого времени он становиться вольнослушателем Академии художеств и полностью посвящает себя пластическому искусству.
Еще находясь на военной службе, Клодт делает графические силуэты животных из черной бумаги и вырезает из дерева небольшие фигурки лошадей. К его ранним работам относятся статуэтки «Артиллерист» и «Кавалерист». «Артиллерист»- конная статуэтка, отлитая из гипса, фигурка всадника и конь расписаны красками, хвост и грива выполнены из волос, глаза коня - вставки и стекла.
Модель для статуэтки «Кавалерист» относится к 1830 годам, и была растиражирована в конце 19 века в чугунных отливах Каслинского завода. Это работа выполнялась Клодтом по заказу Николая 1 для украшения письменного стола императрицы Александры Федоровны, и здесь изображен кавалергард Ян Стриевский. Уже ранние произведения Клодта были известны за границей, к примеру, немецкий живописец Крюгер считал, что «гипсовые лошади барона Клодта служат украшением его мастерской».
Важнейшие события в биографии Клодта произошли в 1833 году. Была успешно завершена его первая монументальная работа – шестерка коней для Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. Ответственность и сложность заказа соединялись с чувством гордости за участие в оформлении памятника Славы героям, одним из которых был отец Клодта. К изучению скульптурного оформления Нарвских триумфальных ворот обращались неоднократно. Однако вопрос о истории создания шестерки коней остается не вполне ясен, прежде всего по причине фрагментарности дошедших до нас архивных документов. Из материалов строительной комиссии следует, что модели коней должны были выполнять С.С. Пименов и В.И. Демут – Малиновский. С января 1831 года появляется фамилия Клодта, заказ на выполнение моделей коней передается ему. 25 мая 1831 года комиссия, принимавшая первую модель коня, вылепленную из глины, отметила, что «сия модель во всех ее частях отделана с желаемым успехом». К октябрю того же года первая модель коня была доставлена Клодтом на петербургский Александровский литейный завод. 19 марта 1833 года было принято решение о создании еще двух коней, с новым заданием Клодт справился успешно и быстро. Молодой художник, бесспорно, внес существенный вклад в облик этого архитектурного памятника. Как отмечалось в «Иллюстрации»: «почти непостижимо, как возможно было непривычному, неопытному, занимавшемуся тонкими, миниатюрно-совершенными работами, не растеряться в колоссальности размеров монументальных коней, не быть измятым этим шестериком? – барон вышел победителем».
Одновременно Клодт начал работать над первой моделью конной группы «Конь с водничим». Первое упоминание об этой скульптурной композиции и ее изображение мы встречаем на проекте пристани у Академии художеств, выполненном К.А. Тонном в 1831 году, и в сопроводительных документах. На проекте видим симметрично размещенные две конные группы, зеркально повторяющие друг друга. В 1833 году « Государь император, будучи весьма доволен представленными художником Клодтом двумя гипсовыми моделями, заказанных ему конных групп», утвердил их к установке на пристанях Адмиралтейского бульвара. К.А.Тону было поручено спроектировать место размещения и величину групп.
20 сентября 1833 года П.К. Клодт « по любви к его художествам и за успешные занятия по части скульптуры…избран в назначенные Академики Императорской Академии художеств».
6 ноября того же года состоялось венчание с племянницей И.П. Мартоса Иулианной Ивановной Спиридоновой. Образ супруги скульптора известен по портрету К.П.Брюллова и акварели П.Ф.Соколова.
5. Скульптурные группы Аничкова моста
Наиболее значительные работы по реконструкции моста проводились в 1839-1841 годах по проекту инженеров Готмана, Редера, Буттаца. Когда Клодт узнал о предпринимаемой перестройке моста через Фонтанку, то предложил оформить его своими конными группами, которые бы эффектно смотрелись с Невского проспекта. Николай 1 утвердил эту идею к реализации.19марта 1838 года Клодт был удостоен звания академика и литейного мастера. В апреле того же года « по высочайшему его императорского величества повелению» скульптор был возведен в звание профессора Императорской Академии художеств. Таким образом, 1838 год принес официальное признание его уникального таланта, а Россия приобрела замечательного скульптора и литейщика в одном лице.
Первая выполненная Клодтом группа «Коня с водничим» была показана в 1839 году на выставке Императорской Академии художеств и вызвала всеобщий восторг.
Две первые композиции «Конь с водничим» были установлены в 1841 году на постаментах из темно-розового гранита рапакиви при въезде на мост со стороны Аничкового дворца. Их повторные отливы были поставлены на противоположной стороне моста. После установки двух первых конных групп на Аничковом мосту в 1842 году было решено их повторные отливы снять с устоев моста для отправки в Берлин в качестве подарка императора Николая 1 прусскому королю Фридриху Вильгельму 4.
1 апреля 1843 года Клодт «за отличное исполнение конных групп, сделанных им вновь для Аничкова моста, Всемилостливейше пожалован кавалером ордена Св.Анны 3 степени». В 1843 году на мосту появились новые отливы, которые в 1846 году были преподнесены в дар неаполитанскому королю Фердинанду 4. Временно на мосту их заменяли гипсовые группы, тонированные под бронзу. 22 июля 1846 года за отправленные в Неаполь группы Клодт был награжден от Его Величества короля Неаполитанского кавалером ордена Св.Фердинанда.
Почти двадцать лет длился кропотливый и вдохновенный труд ваятеля, создававшего удивительный скульптурный ансамбль. Третья и четвертая композиции были отлиты из бронзы в 1849 и 1850 годах по новым моделям и тогда же установлены на мосту. Все четыре группы связаны межу собой общей темой, повествующей об укрощении человеком дикого коня. Композиции пронизаны динамикой борьбы, виртуозно переданной и пластически совершенно трактованной мастером. Пропорции коней и фигуры мужчин отличаются гармонией и классической красотой. Известно, что в качестве моделей использовал первоначально коня Серко и позднее - Амалатбека.
Конные группы гениально просто соединены одним сюжетным замыслом,- взяты четыре момента укрощения необъезженной лошади. Соразмерность композиционных решений и пластическая близость делают эти произведения единым ансамблем.
Сюжет ансамбля: в первой группе животное покорно человеку - обнажённый атлет, сжимая узду, сдерживает вздыбленного коня. И животное, и человек напряжены, борьба нарастает. Это показано с помощью двух основных диагоналей: плавный силуэт шеи и спины лошади, который можно увидеть на фоне неба образует первую диагональ, которая пересекается с диагональю, образуемой фигурой атлета. Движения выделены ритмичными повторами. Во второй группе голова животного высоко вздёрнута, пасть оскалена, ноздри раздуты, конь бьёт передними копытами по воздуху, фигура водителя развёрнута в форме спирали, он пытается осаживать коня. Основные диагонали композиции сближаются, силуэты коня и водителя как бы переплетаются между собой. В третьей группе конь одолевает водителя: человек повержен на землю, а конь пытается вырваться на волю, победно выгибая шею и сбросив попону на землю. Свободе коня препятствует только узда в левой руке водителя. Основные диагонали композиции отчётливо выражены и выделено их пересечение. Силуэты коня и водителя образуют раскрытую композицию, в отличие от первых двух скульптур. В четвёртой группе человек укрощает разъярённое животное: опираясь на одно колено, он укрощает дикий бег коня, обеими руками сжимая узду. Силуэт коня образует очень пологую диагональ, силуэт водителя неразличим из-за драпировки, спадающей со спины коня. Силуэт памятника снова получил замкнутость и уравновешенность.
Весь процесс скульптурных работ- от лепки до отливки из бронзы выполнялся самим Клодтом в литейной мастерской при Академии художеств.
Современники Клодта и впоследствии все авторы, писавшие о группах Аничкова моста, особое внимание обращали на пристальное внимание к натуре, особую любовь к лошади.
Прямым прообразом коней Клодта послужили фигуры Диоскуров в Римском форуме на Капитолийском холме, но у этих античных скульптур был неестественный мотив движения, а также налицо нарушение пропорций: по сравнению с увеличенными фигура ми юношей кони выглядят слишком маленькими.
Другим прообразом были «Кони Марли» французского скульптора Гийома Кусту, созданные им около 1740 года, и находящиеся в Париже на въезде на Елисейские Поля с площади Согласия. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и изображены гигантами рядом с малорослыми водителями.
Клодт, в свою очередь, изображал обычных кавалерийских лошадей, анатомию которых изучал много лет. Реализм пропорций и пластики был изображён скульптором в традициях классицизма и это помогло вписать скульптурное оформление моста в исторический архитектурный пейзаж этой части города. Одним из серьёзных отличий этой композиции от работ предшественников является отказ от идеи полной и безусловной симметрии и создание последовательного произведения, состоявшего из четырёх композиций.
Одновременно с отправкой за границу конных групп, в 1840 годы две композиции были привезены в Подмосковную усадьбу князей Голицыных и установлены перед павильоном конного двора. В 1850 годы две группы, выполненные дважды методом гальванопластики, были установлены в Старом Петергофе у здания Бельведера и в Стрельне в Орловском парке, все они исчезли в годы Великой Отечественной войны.
3 октября 1848 года Клодт был «возведен в звание профессора первой степени в уважение принесенной им пользы художествам и учащимся». 21 мая 1852 года Римская Академия художеств Св.Луки избрала русского скульптора своим членом, а 10 декабря 1859 года Парижская академия изящных искусств – членом-корреспондентом.
6.Памятник И.А. Крылову в Летнем саду
Вся долгая жизнь великого русского поэта, работавшего в жанре басни, была связана с Санкт-Петербургом: он приехал сюда в тринадцатилетнем возрасте и прожил здесь свыше шестидесяти лет, практически не выезжая за пределы Петербурга. В этом городе к Крылову пришла слава и всенародная любовь.
Когда в 1844 году он покинул этот мир, его кончина была воспринята как всенародное горе. Через год, в 1845, через газеты было объявлено о всероссийской добровольной подписке с целью поставить памятник баснописцу. В 1848 году было собрано более 30 тысяч рублей, и академией художеств был объявлен конкурс, в нём приняли участие все ведущие скульпторы того времени.
В мае 1848 года комитет предложил государю для избрания следующих художников: Витали, Клодта, Теребенева, Пименова и Ставассера. Николай 1 повелел открыть конкурс между ними. Срок представления проекта был назначен на 1 октября 1848 года.
К указанному сроку Витали и Ставассер не смогли сделать работу по причине болезни, а Клодт и Теребенев были заняты срочными официальными заказами. В Академию художеств был доставлен лишь проект, выполненный Пименовым, но его решили рассматривать, когда будут представлены все остальные.
Для участия в конкурсе Пименов и Ставассер покинули Италию и прибыли в Петербург осенью 1849 года. В ноябре все пять скульпторов подали свои рисунки в Академию художеств. Из всех работ признали удовлетворительными только две: Клодта и Пименова. Приоритет идеи принадлежал Пименову, но простота решения композиции памятника и отказ от аллегорических фигур позволили отдать предпочтение Клодту.
Клодт делает ряд карандашных набросков, в которых пытается группировать фигуры различных животных. Он отбирал наиболее выразительные фигуры, которые можно было разместить по углам постамента. Скульптор обратился к А.А. Агину, который взял на себя труд создания графических эскизов барельефов памятника.
Агин оказал серьезную творческую помощь Клодту. В его рисунках была найдена композиционная взаимосвязь фигур, их пространственное соотношение. Сама графическая проработка изображений выполнялась с учетом использования при лепке скульптуры особенности светотени.
Интересные документальные подробности о работе Клодта на памятником изложил В.Острогорский: «Император Николай Павлович, очень любивший Крылова и расположенный к художнику, тотчас же велел послать в распоряжение последнего живых зверей из своей царской охоты, волка, орла, лисицу и медведя с медведицей. Кто-то подарил художнику черного медведя – муравьеда, а из Финляндии, куда Клодт часто ездил, привез он сам маленького волчонка. Художник Боголюбов привез с острова Мадейры обезьянку – макаку».
К 23 мая 1852 года Клодт окончил леку большой модели памятника. В июне того же года Клодту было разрешено приступить к отливке памятника из бронзы.
В апреле 1854 года памятник был готов к установке на место. Однако момент установки был отложен по причине Крымской войны. После смерти Николая 1 решение об открытии памятника было принято Александром 2.
Существовало несколько вариантов по выбору места для памятника. Предполагалось установить его на Васильевском острове, где жил баснописец. Памятник мог стоять на набережной Невы, между зданием Двенадцати коллегий и Академией наук. Предпочтение было отдано Летнему саду. При Петре Первом здесь был создан «зеленый лабиринт». При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя баснописца Эзопа. На месте исчезнувшего Эзопа и персонажей его басен появился памятник Крылову.
В 1869 году вокруг памятника была установлена решетка, выполненная по моделям скульптора Е.К Эренберга.
Изображая Крылова, Клодт первоначально задумал представить его в античной тоге, что мы и видим на одном из ранних набросков. От такого, характерного для классического искусства 1830х годов, решения памятника Клодт сразу же отказался. Работая над портретной статуей Крылова, скульптор ориентировался на живописные изображения К.П. Брюллова и бюст С.И. Гальберга. Созданный Гальбергом портрет со всей точностью повторен Клодтом в его памятнике. Детально воспроизведены характер лепки лица, построение формы головы, расположение морщин и складок, рисунок бровей и губ, а также пряди волос. Клодт вылепил, как отмечают очевидцы, подлинный сюртук баснописца.
Еще современники скульптора отмечали как основу творческого метода Клодта его натурную работу. Памятник Крылову был непохож на другие монументы, а главной его особенность было то, что кроме образа великого русского баснописца представлены и поучительные сцены из всеми известных басен. Орнаментально – декоративный рельеф, как живым ковром, покрывает постамент из темного сердобольского гранита. Здесь нет механического соединения разных животных и растительных мотивов. По мере обхода памятника перед зрителем развертываются картины – своеобразные скульптурные иллюстрации к басням.
Клодт был подвергнут критике за мелочную придирчивость с целью достижения максимального реализма в изображении животных на горельефе, указывая автору, что персонажи басен в воображении читателей скорее являлись аллегорическими, чем представляли собой реальных раков, собак, лисиц. Кроме того, авторов памятника критиковали за несоразмерность сложного по композиции горельефа пьедестала и реалистичного художественного решения портретной статуи.
Несмотря на эту критику, потомки высоко оценили работу скульпторов, и памятник Крылову занял достойное место в истории русской скульптуры.
7.Памятник Николаю 1
Началом создания памятника следует считать 2 мая 1856 года, когда был утвержден проект, составленный по повелению императора Александра 2 архитектором О. Монферраном. Главным строителем памятника был О. Монферран.Добыча красного, серого гранита и шоханского порфира к осени 1857 года была завершена. 28 декабря 1857 года был положен на место первый камень пьедестала.
Летом 1857 года были окончены модели конной статуи, «эмблематических фигур», бронзовых украшений и сделаны распоряжения к их отливке.
В начале 1858 года продолжались работы по устройству гранитной части пьедестала и преступили к отливке бронзовых частей памятника. В апреле была произведена отливка конной статуи и двух барельефов, порученная барону Клодту. Первая отливка конной группы была неуспешна. 21 февраля 1859 года статуя была отлита Клодтом вторично и успешно. Безусловно, самой яркой страницей в истории создания памятника является работа Клодта над конной статуей. Известно, что уже готовую модель скульптору пришлось переделать, о чем свидетельствуют архивные документы.
9 декабря 1856 года Александр 2 рассмотрел готовые в малом размере модели конной статуи. Император пожелал « изменить аллюр лошади с левой ноги на правую, козырек у каски уменьшить, самую каску надеть несколько назад, ботфорты сделать мягче, эполеты же и правый рукав выше локтя немного полнее».
Обычно все, кто обращался к описанию конной статуи Николая 1, отмечали техническое мастерство выполнения сложнейшей задачи – постановки коня на две точки опоры.
За исполнение подобного смелого предприятия могли взяться только такие известные художники, как опытный зодчий Монферран и искусный скульптор – литейщик Клодт. Для прочности ног коня Клодт заказал на «лучшем заводе железные подпоры, которые исполнены под личным контролем Клодта. Подпоры эти уже вставлены в задние ноги модели».
Бесспорно, в конной статуе всадник выглядит и величественно, и парадно, а каска с двуглавым орлом, в отличие от первоначального эскиза, венчает его голову, а не находится в руке. Это композиционное решение, так же как и то, что в отличие от названного эскиза конь стал представлен вставшим на задние ноги, а не спокойно стоящим, усилило эффект динамики и красоту конного монумента.
После того как 21 февраля 1859 года конная статуя была успешно отлита Клодтом, необходимо было приступить к ее доставке на место установки.
Конная статуя Николая 1 гордо возвышается на сложном пьедестале эллиптической формы, по окружности которого размещены бронзовые барельефы, трофеи, четыре «эмблематические фигуры» и декоративные украшения.
Особый интерес представляют «эмблематические фигуры», выполненные Залеманом, они изображают «Правосудие», «Силу», «Мудрость» и «Веру». Три стороны пьедестала украшены воинскими атрибутами. Между статуями размещено вооружение войск времен Николая 1, на стороне, обращенной к Мариинскому дворцу,- кавказские горные атрибуты, а на третьей стороне,- древнее славянское вооружение. Арматуры, многочисленные орнаменты и рельеф, обращенный в сторону Мариинского дворца,- «Поднесение графом Сперанским в Государственном Совете Свода Законов императору Николаю 1»- созданы Залеманом.
8.Монументальные и мемориальные работы П.К. Клодта
Творчество скульптора отличается многообразием выполненных работ- монументальные и мемориальные произведения, портреты и статуэтки. Он вошел в историю русской пластики как создатель анималистического жанра в скульптуре.Однако большое значение для развития монументально – декоративного искусства имеют созданные Клодтом горельефы. Для северного портика Исаакиевского собора он вылепил и отлил из бронзы монументальные горельефы «Несение креста», «Положение во гроб», для интерьера – скульптурную группу «Христос во славе». Одновременно он создал барельеф, изображающий Св. Георгия Победоносца для Московского Кремлевского дворца. К работе над горельефами храма Христа спасителя в Москве он приступил в 1855 году. Он вылепил модели ряда горельефов: «Святители Петр и Алексий Московские» и другие. По моделям горельефы были высечены из мрамора. Сами работы Клодта не сохранились.
В 1848 году скульптор выполнил барельефный фриз «Служение лошади человеку» для служебного корпуса мраморного дворца в Петербурге. В двух боковых фронтонах барельефы составлены из фигур тритонов, трубящих в раковины, дельфинов и изображения ростр. Все скульптурные работы выполнены из гипса. Это произведение Клодта является одним из наиболее интересных, но менее известных монументальных горельефов Петербурга.
Гипсовая модель квадриги Аполлона была выполнена Клодтом после пожара Большого театра в Москве, напоминает своей композицией колесницу Аполлона на аттике Александринского театра в Петербурге.
В 1840 году Клодт работал над бюстом и фигурой льва для памятника генералу от инфантерии К.И. Бистрому. Скульптор лепил и отливал скульптуру орла для памятника лейб – гвардии саперного батальона на Бабьегонских высотах под Петергофом. Этот памятник был сооружен по велению Николая 1. На огромном гранитном валуне был установлен позолоченный бронзовый орел с распростертыми крыльями. В 1899 году монумент был перенесен в Петербург к церкви Святого Косьмы и Дамиана, в конце 1940 года церковь и памятник были разобраны.
Скульптор также работал в области мемориальной и портретной пластики, о че
и т.д.................
Я смотрю на рисунок 160-летней давности, где некий художник отразил 30-летнего скульптора Петра Карловича Клодта: какое сходство с его прапра-правнуком Евгением, художником-дизайнером и моим другом!
Евгений Клодт: Наш род известен чуть не с X-XII веков. Мой отец искал корни Клодтов по всей Европе, ибо всюду они оставили свой след. Находил своих предков в родословных древних ломбардских цезарей, ветеранов Юлия Цезаря, в Вестфалии, Саксонии и Пруссии, в княжествах Айлен, Варбург, Брауншвейг, в Ливонии и Курляндии...
Но судьба этого живого и плодотворного рода вдруг совершила удивительный поворот: с XVIII века Клодты решительно "прописались" в России. И тут, в полном смысле слова, заблистали.
Первого русского Клодта звали от рождения Карлом Густавом. При дворах и армиях их императорских Величеств Екатерины II, Павла I и Александра I его окрестили Карлом Федоровичем. За безупречную службу награждали орденами Святого Владимира и Святой Анны. Золотой шпагой - "За храбрость". С этой шпагой полковник Карл Клодт шел на французов в Бородинской битве. Закончил службу бароном и генералом, оставив России пятерых сыновей.
Одного из них звали Петр Клодт. Его бронзовые кони вот уже полтора века украшают Аничков мост. На четверке его крылатых коней едет по фронтону Большого театра бог Аполлон. Со стен Большого Кремлевского дворца несется на коварного Змия Георгий Победоносец...
Предатель рода
Его "лошадиная" судьба была как бы предопределена: в детстве отец Карл присылал сыну Петьке из армии бумажных лошадок, вырезанных из игральных карт; в юности, юнкером-артиллеристом, любовался выездкой столичных гусар. Но в гусары не пошел. Ему нравилось не гарцевать, а наблюдать лошадей - их стать, природную грацию, врожденное благородство. В артиллерийском классе вместо баллистических траекторий рисовал лошадей. А увидев однажды, как из березового полена Петр вырезал лошадку, старший брат Владимир воскликнул: "Петька, ты нашего рода предатель! Лошадник! Ямщик!"
Но "лошадник" продолжал мастерить коней. Как-то в Петров день пришли к прапорщику Петру Клодту сослуживцы. С ними незнакомый штабс-капитан. Он с интересом разглядывал деревянных лошадок. И вдруг сказал: "Продайте коня, барон!" - "Не продается", - ответил Петр. "Отчего же?" - "Офицерская честь не велит. А вот подарить могу".
У Дворцовой площади архитектор Росси возводил здание Генерального штаба - в память о войне с Наполеоном. И когда над аркой, сверкая, восстала Колесница Победы, у подпоручика Клодта в груди что-то взорвалось. Шестерка бронзовых коней летела к нему из поднебесья. На следующий день он подал в отставку...
А затем начались чудеса. Кто-то из царской свиты преподнес императору Николаю I деревянного всадника. Обожавший подобные игрушки и, как известно, любивший поиграть "в кавалерию" царь молвил: "Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?" - "Барон Клодт, Ваше Величество. Отставной поручик". - "Пусть вырежет для меня отряд конногвардейцев". И, получив их, приказал: "А теперь покажите мне этого барона!"
Госпожа Удача
Шутка ли: отставной поручик, игрушечник, бедняк (даром что барон) зван на аудиенцию к самому императору! Как в сказке, успешно проходит царево испытание: самоучка, всем на удивление, блестяще копирует немецкие эстампы. После чего высочайше рекомендован Академии художеств, взят под ее покровительство. Жизнь его в одночасье введена в творческую колею: лекции в Академии, копирование в музеях и дворцах античных мраморов, новые знакомства... Но скульптура еще "за горами", и Петр Клодт по-прежнему режет свои игрушки - лошадей и гусар, которые идут нарасхват.
Между тем ему двадцать пять - возраст, когда подлинные мастера, как правило, уже творят шедевры. От игрушек же Петра до настоящей скульптуры, кажется, еще ох как далеко! Однако госпожа Удача не дремлет. Загадочная судьба Клодта готовит его поразительный взлет. Уже воздвигнуты новые (каменные, взамен деревянных) Нарвские Триумфальные ворота, над которыми вот-вот вздыбится Колесница Славы.
Колесницу вылепил Демут, фигуры коней - Пименов. Но царь вдруг заявляет, что "кони Пименова слишком худы". И распоряжается позвать столь же известных скульпторов Гальберга и Орловского. Однако оба (из профессиональной солидарности или боязни не угодить императору) находят предлог для отказа. И тогда... Тогда вдруг вспоминают об "игрушечнике" Клодте! Ошеломленный, испуганный, Петр колеблется. Но ему говорят: "Вы не можете отказаться, барон. Кое-кому это, быть может, и сойдет. А вам прощения не будет, ибо вы никто".
И происходит невероятное. Мастер, никогда не работавший в глине и гипсе, в античной классике и имперских формах, вылепил первого гигантского коня так, что комиссия единогласна: "Сия модель сделана с желаемым успехом". Вся же шестерка коней изваяна и отлита всего за год. И Колесница Славы помчалась. Итогом стало событие еще более невозможное: скульптор-самоучка враз удостоился звания академика.
Евгений Клодт: В том же 1832 году произошло событие, в жизни Петра Карловича, быть может, еще более важное: молодой академик женился на племяннице Мартоса, ректора Академии, - Юленьке. И, как показало время, приобрел сокровище, достойное всех его будущий деяний. Мой пра-прадед, художник-жанрист Михаил Петрович Клодт, вспоминал: "Моя мать была хороша собой, стройна и грационзна. Притом развеселого характера". "С Юленькой я, как у Христа за пазухой", - говаривал Петр. Своеобразным подарком новобрачным стал следующий заказ царя, который, спустя годы, приведет Клодта на его Олимп - на Аничков мост.
Дорога на Аничков
Аничков мост тогда еще был узок и пуст. И, возможно, таким бы и остался, не назначь Николай I молодому скульптору новую встречу - на этот раз в своем конногвардейском манеже, на смотре английских жеребцов.
Коней выводили английские водничие. Царь сравнил их с мифологическими Диоскурами и спросил Клодта: "А ты что скажешь, барон?" "Кони благородные, Ваше Величество, - уклончиво ответил Петр. "Вот что, - продолжал император. - Мы Дворцовую площадь перестраиваем: неплохо бы туда коней и укротителей поставить".
И Клодт подумал о том, что на этот раз без живого коня, без подлинной натуры, ему никак не обойтись. Лошадь все время должна быть рядом, днем и ночью. Только так можно стать водничим своего коня: сперва самому его укротить и приручить, а уж потом оседлать - бронзового.
И вот из конюшен царских в конюшню академическую привели двух чистокровных арабских жеребцов - в полное распоряжение скульптора: Петр мог их и рисовать, и лепить, и кормить из своих рук, и запрягать в свой экипаж.
И работа пошла. Николай I, посетивший мастерскую и увидевший коней еще в глине, восхищенно сказал: "Барон, твои кони лучше моих жеребцов".
Евгений Клодт: Первые две группы были готовы к отливке. Однако... Как же все-таки кони Клодта оказались именно на Аничковом мосту? Ведь и царь, а затем и академический совет решили установить "Укротителей" (таково было условное название) возле Адмиралтейского бульвара, у входа с набережной на Дворцовую площадь. Но в один прекрасный летний вечер Петр Карлович вышел из дома и отправился искать свое место. Спустя много лет, собирая материал для книги о прапрадеде, мой отец Георгий Клодт прошел тем же путем.
"... Через Исаакиевский наплавной мост, - рассказывал отец, - Петр Клодт прошел к Адмиралтейству и Набережной - туда, где должен коней поставить. Справа и слева - величественные шпили Петропавловки и Адмиралтейства, между ними мачты кораблей. Ну а ежели взглянуть с Невского? Прямо в глаза - шпиль. Так кто же и откуда увидит здесь его коней? И, оставив за спиной Адмиралтейство, пошел по Невскому проспекту. Пересек Мойку, заглянул на Театральную. Вернулся на Невский. Дальше, кажется,было уже некуда. Но он пошел. И остановился на Аничковом мосту. В обе стороны от него, сколько глаз позволял, уходил Невский: мчались кареты, гарцевали офицеры, шли дамы и господа, спешил куда-то чиновный люд... И, ощутив, как вдруг забилось сердце, Петр Карлович понял - выбор сделан: с этого места он видел все, и - все видели его!"
Сам отливал
Решив (вопреки замыслу царя) поставить свою скульптурную "поэму" на Аничковом, Петр лишь намекнул об этом Николаю - согласие пришло само собой. Царь понимал, что Аничков и в самом деле устарел, нужна реконструкция. А тогда и кони Клодта будут здесь к месту.
Логика творческого поведения Клодта неизменно приводила его к успеху. Так, будучи еще вольнослушателем Академии, он пошел в ученики к лучшему русскому литейщику Василию Екимову. И став уже именитым, не оставлял художественного литья, чтобы достоверно знать - что и как из вылепленного перейдет в бронзу. В тот момент, когда первые модели были готовы к отливке, внезапно умер Екимов. И, как единственному скульптору, в совершенстве овладевшему литьем, Клодту предложили не только самому одевать в бронзу свои изделия, но и возглавить весь Литейный Дом.
И вот настал торжественный час. У плавильных печей вокруг Клодта и его подручных собралось множество люда. Ждали пуска металла. Толпа, сняв шапки и крестясь, притихла. Рабочие ударили ломами в литок, и расплавленная бронза, горячо дыша и сверкая, потекла в формы. Клодт был весь в напряжении. Рабочих лихорадило от жара - им давали пить молоко. Президент Академии художеств Оленин, не в силах стоять от волнения, сидел за дверями литейки и бормотал молитвы. Внезпно раздалось мощное "ура". Свершилось! Клодт вышел к Оленину, рухнул рядом с ним на табурет...
А на Невском шла перестройка Аничкова моста. Архитекторы, путейцы, строители - весь Петербург работал на клодтовских коней. Вскоре была отлита и вторая группа "Укротителей" - та, где молодой водничий удерживает коня, вставшего на дыбы. И к первой и ко второй бронзовым группам Клодт сделал их копии в гипсе, тонировав под бронзу. Царю не терпелось открыть поскорее новый Аничков, поставив скульптуры на все четыре угла моста. Думал ли тогда Петр Клодт, что понадобится еще целых десять лет, прежде чем он сыграет перед петербуржцами на Аничковом весь свой блестящий спектакль - в четырех бронзовых картинах.
Однако и то, что увидел Петербург 20 ноября 1841 года, восхитило всех: "Жизнь коня и человека на Аничковом, - писали газеты, - представляет новый мир в искусстве. Подобно водничему, осаждающему коня, скульптор Петр Клодт взял-таки часть этого искусства в свои руки и своротил с ложной дороги на настоящую".
Царь вызвал к себе Клодта и сообщил: хочет-де прославить его творения во всем мире. А для сего дарит уже отлитые скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, который от них без ума. Пришлось Петру ехать в Берлин с подарком.
Евгений Клодт: Тут, между прочим, выяснилась одна из самых удивительных черт Петра Карловича, ставшая характерной чертой нашей династии: потомок иноземцев, он по своему духу, привычкам, пристрастиям был таким русским, что, находясь в Германии, ужасно тосковал по родине. Впрочем, "страдания" Клодта были вознаграждены: Фридрих Вильгельм пожаловал ему орден Красного Орла и бриллиантовую табакерку.
В тот же год он вновь отлил "Укротителей". Но уже другой гость Николая I, король обеих Сицилий Фердинанд II, увидев божественных коней Клодта, пожелал видеть их ежедневно у себя в Неаполе. А получив их, наградил Клодта Неаполитанским орденом. После чего европейские газеты сообщили: "В Неаполе нынче находятся три чуда: тело Спасителя, снятое со Креста, покрытое прозрачной мраморной пеленой, "Снятие Спасителя со Креста" - картина Эспаньолетта, и бронзовые кони русского барона Клодта". Берлин, Париж, Рим удостоили Петра Клодта звания почетного члена своих Академий.
Вместо эпилога
"Укротители" на Аничковом стали лебединой песней Клодта, спетой скульптором на сорок пятом году жизни, в самом расцвете творческих сил. Сочиняя лучшее свое творение, он в то же время участвует в украшении интерьеров Исаакиевского собора - его горельф "Христос во Славе" украсил фриз над Алтарными вратами. Создает гигантский барельеф для Мраморного дворца, изобразив на нем охотничьи и дорожные картины. В 1849-м, за год до полного завершения эпопеи на Аничковом, побеждает в конкурсе на памятник русскому баснописцу Ивану Андреевчу Крылову. А уже в 1852 году отливает и усаживает своего "дедушку" в Летнем саду - с раскрытой книгой в руках, с печально-задумчивым лицом, в окружении целого зверинца басенных героев.
Диапазон скульптора в эти годы поражает: от интимного "домашнего" памятника Крылову в Петербурге до поистине вселенской статуи Владимира Святого в Киеве. После чего Клодт приступает к последней из своих великих работ - памятнику Николая I. Свершение это и грандиозно и символично. Петр Карлович пережил своего царя на 12 лет. Но, по существу, вся его творческая жизнь прошла при императоре, под его покровительством. Кому же, как не ему, суждено было оставить память об императоре? Вероятно, это понимали все. В том числе и Монферран - творец Александрийского столпа, которому Александр II поручил сооружение памятника своему отцу. Зодчий, не колеблясь, предложил Петру Клодту вылепить и отлить конную статую царя.
Когда-то молодой "игрушечник"Петр Клодт вырезал для Николая конногвардейца, удивительно похожего на царя. Спустя тридцать лет, став первым скульптором России, он поставил бронзового "Конногвардейца" на пьедестал... Огромный, чуть не на две головы выше всей своей свиты, в накинутой на плечи николаевской шинели, в белой фуражке с красным околышем, Александр II стоял перед своим батюшкой. Затем, обернувшись к Клодту, молча протянул ему руку. Конь под бронзовым царем рвался в галоп. Казалось, еще мгновение - и громадный всадник уйдет в небо.
Не счесть сокровищ искусств в Петербурге: гениальна улица Росси, великолепен Зимний дворец Растрелли, грандиозен Исаакий Монферрана... И все же прав тот, кто сказал: "Нет Петербурга без клодтовских коней!"
Пётр Клодт родился 1805 году в Санкт-Петербурге в семье военных, происходившей из старинного немецкого рода. Его отец был генералом, героем Отечественной войны 1812 года. Несмотря на то, что будущий скульптор появился на свет в столице, годы юности он провел в Омске, вдали от европейского образования и культуры. Связать свою жизнь он хотел, как и его предки, с военной карьерой – в Омске он был курсантом казачьего училища, а по возвращении в Петербург поступил в училище уже артиллерийское. Несмотря на такой выбор, в годы своей учебы он при любой возможности брался за карандаш или перочинный ножик – вырезал фигурки лошадей и людей – увлечение, которым "заразил" его отец.
После окончания обучения Клодт произведён в прапорщики, служил в артиллерийской бригаде, но в 1828 году ушёл со службы, чтобы сосредоточиться исключительно на искусстве. Два года он учился самостоятельно, после стал вольнослушателем Академии художеств: ректор академии Мартос и учителя, видя в Клодте талант и умение, помогали ему добиться успеха. Со временем он стал настоящим мастером своего дела и был известен не только при императорском дворе, но и далеко за его пределами. Самое известное творение Клодта – это, конечно, скульптуры укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и другие его произведения не менее великолепны. "Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить самые известные из них.
Кони Нарвских триумфальных ворот
Клодт выполнял этот большой правительственный заказ совместно с такими опытными скульпторами как С. Пименов и В. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена несущая колесницу богини славы шестёрка коней, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году. В отличие от классических изображений этого сюжета, кони в исполнении Клодта стремительно несутся вперёд и даже встают на дыбы. При этом вся скульптурная композиция производит впечатление стремительного движения. После выполнения этой работы автор получил всемирную известность и покровительство Николая I. Известна легенда о том, что Николай I сказал: "Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец".
Самое известное творение Клодта – это, конечно же, скульптурная группа укротителей коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, но и другие произведения мастера не менее великолепны
"Укротители коней" Аничкова моста
Знаменитые "Укротители коней" сначала должны были располагаться совсем не там, где их можно увидеть сегодня. Скульптуры должны были украсить пристани Адмиралтейского бульвара, у входа на Дворцовую площадь. Примечательно, что и место, и сам проект одобрил лично Николай I . Когда все уже было готово для отливки, Клодт решил, что негоже укрощать коней рядом с водой и кораблями. Он стал искать место и довольно быстро его выбор пал на Аничков мост, который и так нуждался в реконструкции и был достаточно невзрачен. Скульптор намекнул о своей идее, и император его поддержал. Николай предоставил скульптору двух чистокровных арабских жеребцов – ему дозволялось делать с ними все, что угодно. Клодту очень пригодился его опыт, полученный еще во время обучения в Академии – в то время он был учеником одного из выдающихся русский литейщиков Екимова, а к моменту создания "Укротителей" уже успел возглавить весь Литейный Двор. Увидев первые заготовки из бронзы император сказал скульптору, что они вышли даже лучше, чем жеребцы выглядели на самом деле.
20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие Аничкова моста после реконструкции, на которое петербуржцы шли буквально толпами. Но тогда жители не увидели истинной красоты работы Клодта – Николай I решил подарить две скульптуры прусскому королю Фридриху Вильгельму, и вместо них были установлены раскрашенные гипсовые копии. Спустя три года копии были изготовлены повторно, но долго тоже не продержались – на этот раз их счастливым обладателем стал "король обеих Сицилий" Фердинанд II. Лишь в 1850 году гипсовые копии окончательно исчезли с моста, и их место заняли бронзовые фигуры.
Аничков мост в 1850-х годах
Памятник Ивану Крылову
Жизнь знаменитого баснописца практически неразрывно связана с Петербургом – он прожил в городе почти шестьдесят лет, редко выезжая за его пределы. Его смерть в 1844 стала народной трагедией, и через год была объявлена добровольная подписка, целью которой было собрать деньги на памятник знаменитому поэту. В 1849 году проект Клодта побеждает в открытом конкурсе. Первоначальные эскизы предполагали создание практически античного образа поэта, но скульптор пошел на смелый шаг – он отказался от господствовавших в то время идей воплощения идеалистических образов, и захотел изобразить поэта максимально точно, в естественной обстановке. По словам современников, ему удалось добиться практически портретного сходства с оригиналом. По периметру пьедестала скульптор расположил животных – героев басен Крылова. Памятник и по сей день украшает Летний сад Петербурга.
Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
Памятник князю Владимиру Киевскому
В 1833 году скульптор В. Демут-Малиновский работал над проектом памятника князю Владимиру Киевскому - инициатору крещения Руси в 988. Работы завершились представлением в 1835 году проекта президенту Императорской академии художеств. По невыясненным причинам работы над проектом приостановились на десятилетие. В 1846 году Демут-Малиновский умер, после этого руководство работами взял на себя архитектор К. Тон, спроектировавший постамент в виде высокой башнеобразной церкви в псевдовизантийском стиле. В то время Клодт руководил литейным двором академии художеств и ему была поручена отливка памятника в бронзе. Перед отливкой ему пришлось воспроизвести маленькую фигурку, сделанную в своё время Демут-Малиновским в гигантском масштабе памятника. При выполнении этой работы неизбежно внесение изменений относительно модели. Оценить эти различия невозможно, так как сравнить эскизный проект с памятником не представляется возможным: эскизная модель не сохранилась. Большую работу Клодт проделал над лицом скульптуры, придав ей выражение одухотворённости и вдохновения. Скульптор сделал свою работу очень добросовестно, перевёз статую из Санкт-Петербурга в Киев, и очень удачно выбрал место для неё: она вписана в высокий гористый пейзаж берега Днепра.
Памятник князю Владимиру Киевскому
Памятник Николаю I
Памятник противоречивому, но выдающемуся императору был заложен спустя год после его смерти – в 1856 году. Это был изначально сложный проект, над которым должны были трудиться несколько скульпторов, но самая ответственная работа – воплощение фигуры государя – была поручена Клодту. Успешно справиться с задачей ему удалось только со второго раза – во время первой попытки форма скульптуры не выдержала, и расплавленная бронза вытекла наружу. Наследник Николая, Александр II позволил скульптору совершить вторичную отливку, которая оказалась успешной. Для того, чтобы вывезти скульптуру за пределы Императорской Академии художеств, где она отливалась, потребовалось сломать стены: настолько велики были ее размеры. 25 июня 1859 памятник был торжественно открыт в присутствии Александра II . Современники поражались невиданному доселе достижению: Клодту удалось добиться того, что скульптура всадника опиралась всего на две точки опоры, на задние ноги коня! В Европе такой памятник был поставлен впервые, единственным более ранним примером такого воплощения чуда инженерной мысли был американский памятник президенту Эндрю Джексону в столице США. После октябрьского переворота 1917 года неоднократно ставился вопрос о демонтаже памятника как наследия царского режима, но художественный гений Клодта спас монумент от разрушения: благодаря уникальности системы всего двух опор он был признан чудом инженерной мысли и сохранен.
Пётр Карлович Клодт
Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург родился 24 мая (5 июня) 1805 года в Санкт-Петербурге. Пётр принадлежал к небогатой, но очень старинной и родовитой титулованной семье.
По давней семейной традиции юный Клодт готовился стать военным. В 1822 году он приехал в Петербург и поступил в артиллерийское училище. По его окончании Клодт получил офицерский чин. Но страсть к искусству оказалась сильнее военных традиций семьи. После непродолжительной службы в учебной артиллерийской бригаде подпоручик барон Клодт круто изменил свою судьбу. Он отказался от военной карьеры и в 1828 году вышел в отставку с твёрдым намерением посвятить себя скульптуре.
В течение двух лет Клодт учился без помощи руководителя, работая с натуры и копируя произведения античной и современной пластики. С 1830 года он стал вольнослушателем Академии художеств и сблизился с её творческой средой, которая высоко оценила дарование начинающего скульптора. Ректор Академии, знаменитый ваятель И. П. Мартос, а также выдающиеся мастера С. И. Гальберг и Б. И. Орловский поддерживали его своим одобрением.
Замечательная одарённость Клодта и его упорство в труде принесли плоды, быть может, даже раньше, чем ожидал сам скульптор. Ему не пришлось преодолевать тех трудностей, с которыми обычно вынуждены бороться непризнанные художники-самоучки. Статуэтки Клодта, изображающие лошадей, стали широко распространяться ещё в начале тридцатых годов.
В 1830 году он становится вольнослушателем Академии художеств и снимает две комнаты в доме Шпанского на Васильевском острове. Пётр Карлович по вечерам бывал в семействе Мартосов. Он любезничал с барышнями, а более других ему нравилась Иулиания Ивановна, и он решил посвататься. Иулиания Ивановна стала верной, любящей женой, хозяйкой дома, матерью, другом друзей своего мужа.
Уже в 1831 году Клодт получил большой правительственный заказ и вместе с опытными скульпторами С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским принял участие в работе, связанной со скульптурным оформлением арки триумфальных Нарвских ворот.
В отличие, например, от коней Демут-Малиновского и Пименова на арке Главного штаба кони Клодта представлены стремительно скачущими и взвивающимися на дыбы. Они придают всей скульптурной композиции характер бурного движения и порыва.
Однако эта первая работа молодого мастера, в целом ещё принадлежащая искусству классицизма, стала причиной по тем временам невероятного события - скульптор-самоучка был удостоен звания «назначенного в академики». Петру Карловичу дали квартиру при Академии художеств - она как нельзя лучше соседствовала с квартирой Мартоса - и большую мастерскую.
Где-то в конце 1832 - начале 1833 года скульптор Пётр Клодт получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», предназначенных первоначально для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара. Работа над этими группами заняла почти двадцать лет, стала едва ли не главным делом всей жизни скульптора и принесла ему невиданный успех.
В августе 1833 года модели обеих групп были уже готовы, утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой Клодта. Было принято решение выполнить обе группы в большом размере.
В 1838 году первая группа уже была вылеплена в натуральную величину и подготовлена к переводу в бронзу. Но тут внезапно умер, не оставив преемника, крупнейший мастер художественного литья В. П. Екимов, неизменный сотрудник всех больших скульпторов того времени.
Пришлось Клодту самому заняться отливкой своего произведения. С 1838 года он возглавил Литейный двор, активизировал его работу и внёс в неё ряд существенных усовершенствований. Между 1838 и 1841 годами Клодт перевёл в бронзу обе свои группы и приступил к отливке повторных экземпляров. 20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие нового Аничкова моста. На его западной стороне (обращённой к Садовой улице) стояли две бронзовые группы, а на восточной (обращённой к Литейному проспекту) - две аналогичные группы, отлитые из гипса и окрашенные под бронзу.
В этот день к скульптору пришла слава. Вскоре работа Клодта приобрела европейскую известность. Повторные экземпляры обеих групп, отлитые из бронзы в 1842 году, так и не попали на предназначенное им место: они были перевезены в Берлин и установлены на пьедесталах по обеим сторонам главных ворот королевского дворца. В 1843–1844 годах Клодт в третий раз отлил бронзовые экземпляры и поставил их на восточной стороне моста. Но и им, однако, недолго пришлось оставаться на месте. Весной 1846 года они были сняты и отправлены в Неаполь, где поныне стоят у входа в дворцовый сад.
Декоративные качества двух первых групп Аничкова моста встретили высокую оценку со стороны русских зодчих. «Укротители коней» украшают сады и дворцовые здания в Петергофе и Стрельне, а также в подмосковной усадьбе Кузьминки.
Между тем гипсовые экземпляры групп в 1846 году вернулись на восточную сторону Аничкова моста. Но Клодт уже не предполагал заново отливать их из бронзы. В работе художника началась иная фаза. Он задумал создать не повторение готовых изваяний, а как бы продолжение и завершение начатого ансамбля; прежние темы должны были варьироваться в новых художественных формах. Скульптор вновь изобразил коня, вырывающегося в яростном порыве, и коня, укрощённого водителем, но придал своим персонажам иные движения, иную композицию и иной сюжетный смысл.
Выполнение новых моделей потребовало от Клодта почти четырёх лет труда. Только в 1850 году гипсовые экземпляры «Укротителей коней» в последний раз покинули восточную сторону Аничкова моста.
Скульптурный ансамбль, над которым так долго работал художник, наконец был завершён. Четыре конные группы, украшающие Аничков мост, представляют собой развёрнутую драматическую серию, в которой последовательно развивается один сюжет - покорение коня человеком. В основе замысла мастера лежит тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом.
Яркую и точную характеристику скульптурного ансамбля даёт в своей книге о мастере В. Н. Петров:
«Если начать обзор ансамбля с западной стороны моста, от первой группы, изображающей коня с шагающим возле него водителем, перейти потом к смежной группе и далее к группам, стоящим на восточной стороне, то сюжетный смысл композиции обнаружится с наибольшей наглядностью.
В первой группе животное ещё покорно человеку. Обнажённый атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. В остальных группах всё более нарастает драматизм борьбы. Конь вырывается в неукротимом порыве, и всё напряжённее становятся движения и позы атлета. Во второй группе голова коня высоко вздёрнута, ноздри раздуты, пасть оскалена, передние ноги раскинуты. Фигура водителя развёрнута как бы по спирали; могучим усилием он осаждает коня. В третьей группе борьба становится ещё яростнее. Водитель повержен на землю, и конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, и голова победоносно поднята; лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъярённое животное. Наконец, в четвёртой группе человек вновь покоряет коня; припав на одно колено и обеими руками сжимая узду, укрощает его дикий бег.
Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Клодт стремился избежать какой-либо схемы или нарочитости в построении. Но движение пластических масс подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля.
В двух первых группах, стоящих на западной стороне моста, фигуры водителей представлены почти параллельно друг другу, - хотя и в контрастном движении - позы вздыбленных коней довольно близки к симметрии. Здесь ещё чувствуются отзвуки композиционных решений классицизма. Иначе соотнесены между собой две последние группы: в них намеренно обострён принцип асимметрии и контраста. Существуют сюжетные аналогии между первой и четвёртой группами, где воплощена тема укрощения, и между второй и третьей, в которых передана тема мятежа. Эти сюжетные связи находят пластическое выражение в чередовании симметрии и асимметрии, контраста и параллельности. Силуэты второй и третьей групп сходны между собой и даже приближаются к тому, что можно назвать „зеркальным отражением“ (однако с такими отличиями, которые исключают мысль о нарочитой схеме), тогда как первая и четвёртая группы подчёркнуто контрастны. В разнообразии приёмов, использованных Клодтом, проявилось его стремление к жизненной правде, и одновременно раскрылась строго продуманная композиционная идея».
«Укротители коней» созданы в пору высшего расцвета дарования скульптора и принадлежат к числу лучших произведений русского монументально-декоративного искусства.
За «Коней» Пётр Карлович получил в 1838 году звание академика. Он становится должностным профессором скульптуры, а к жалованью его ещё добавляется ежегодная пенсия - три тысячи рублей.
Правда, Пётр Карлович не придавал почти никакого значения деньгам. Праправнук Георгий Александрович Клодт рассказывает такой семейный анекдот:
«Раз случилось так, что он получил значительную сумму за какую-то работу и не знал, куда бы эти деньги сунуть, чтобы принести домой. Тогда он попросил, чтобы ему их - а пачка была большая - завернули в бумагу. Так он с этим свёртком и пришёл, но не домой, а в мастерскую, потому что у него по дороге возникла какая-то важная мысль. Там, в мастерской, он положил мешавший ему свёрток возле печки и вскоре забыл про него. Его позвали ужинать. А тем временем в мастерскую пришёл работник Арсений, чтобы затопить печку… На следующее утро Пётр Карлович спросил жену: „Жюли, вчера я тебе деньги отдал?“ - „Нет, Петенька, никаких денег я не видела“. - „Как же так? Постой…“ Он заглянул в комод, где обычно держал свой наличный капитал, но тут же вспомнил и послал поглядеть в мастерской. Но денег там не было. Тогда призвали Арсения, который и признался, что растапливал печку бумагой.
Из других произведений, выполненных Клодтом, надо выделить памятник русскому баснописцу Крылову в Летнем саду, открытие которого состоялось 12 мая 1855 года.
Художник здесь стремится передать свои живые впечатления, увековечить облик человека, которого знал и любил. Клодт хочет вызвать у зрителей ощущение, и это ему блестяще удаётся, что Иван Андреевич на мгновение замер, отдыхая под липами. Избегая какой-либо идеализации, он создаёт правдивый, реалистически точный портретный образ. Крылов у Клодта принимает простую, естественную, даже несколько небрежную позу. Скульптор тщательно передаёт одежду своего героя, при этом не стремясь к нарочитым декоративно-пластическим эффектам. Он сосредотачивает основное внимание на лице, стараясь дать яркую психологическую характеристику поэта.
В горельефную композицию на постаменте памятника Клодт включает персонажи наиболее известных крыловских басен. Здесь можно увидеть многочисленных животных из поэтического мира Ивана Андреевича. В работе над изображениями, украшающими пьедестал, скульптору помогал выдающийся мастер графики А. А. Агин, создатель знаменитых рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».
Агин подготовил графический проект пьедестала и ряд иллюстративных композиций на сюжеты басен, а Клодт перенёс их почти без изменений, лишь тщательно сверив каждое изображение с живой натурой.
Успех этого произведения явился закономерным результатом всей его предшествующей деятельности. Хотя Клодт безусловно не основатель русской анималистической скульптуры, но именно ему удалось вывести её на путь самостоятельного развития. Помогли в этом мастеру свежесть и точность творческого восприятия натуры, одушевлённого неподдельной любовью к животным.
К сфере пластики малых форм принадлежат историко-жанровые статуэтки и группы Клодта. Наибольшую известность здесь обрели «Римский воин» (1830-е годы) и «Русский витязь» (1851). В дальнейшем они оказали большое влияние на русскую скульптуру второй половины XIX века.
Барон Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург скоропостижно скончался на даче под Петербургом 8 (20) ноября 1867 года.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий ВикторовичФридрих Шиллер (1759–1805) «…Шиллер, действительно, вошел в плоть и кровь русского общества, особенно в прошедшем и в запрошедшем поколении. Мы воспитались на нем, он нам родной и во многом отразился на нашем развитии», - писал Ф. М. Достоевский в статье «Книжность и
автора Из книги 100 знаменитых сражений автора Карнацевич Владислав Леонидович автора Из книги Историческое описание перемен в одежде и вооружении российских войск.Том 31 автора Висковатов Александр Васильевич Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир1805 г. Гротгус В 1805 году молодой литовский геолог (немец по национальности) Теодор Гротгиус (1785–1822) прибыл в Рим из Неаполя, где он принимал участие в экспедиции на Везувий. По прибытии он опубликовал на французском языке небольшое теоретическое исследование по вопросу
Из книги Большая Советская Энциклопедия (АУ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ БСЭКлодт Михаил Константинович Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Михаил Константинович , русский живописец. Сын гравёра К. К. Клодта, племянник П. К. Клодта. Учился в петербургской АХ (1851-58) у М. Н. Воробьева. Член-учредитель Товарищества
Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭКлодт Михаил Петрович Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Михаил Петрович , русский живописец. Сын П. К. Клодта. Учился у А. А. Агина и в АХ (1852-61, с перерывом) в Петербурге. В 1857-60 работал в Париже. Пенсионер петербургской АХ в Мюнхене (1862-65). С 1895
Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЛ) автора БСЭКлодт Петр Карлович Клодт (Клодт фон Юргенсбург) Петр Карлович , русский скульптор и литейный мастер. С 1829 посещал классы петербургской Академии Художеств, где с 1838 был профессором и заведовал
Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр АлексеевичПЕТР из Гонендза (Петр Гезка, Гонезий) (между 1525 и 1530-1573) - теолог, писатель, идеолог радикальной реформации в Беларуси и Литве. Антитринитарий. В 1551 окончил Краковский университет, после был в Италии, Швейцарии, Моравии. Познакомился с идеями М. Сервета и моравских
Пётр Клодт происходит из небогатой, но весьма аристократичной немецкой семьи, состоящей из доблестных воинов. Его прадед был одним из самых ярких людей в истории Северной Войны, который честно служил Швеции в чине генерал-майора. Отец Петра был генералом, показавшим себя на полях сражений в Отечественной войне 1812 года. Юные годы будущего скульптора прошли в Омске, где служил его отец. Именно здесь, в тихом городе, отдалённом от шумного и блестящего Петербурга с его соблазнами и пороками, Клодт увлекся рисованием и лепкой, оживляя в своих работах образы лошадей, которые у него особенно живописно и реалистично получались.
После обучения в войсковом казачьем училище Клодт вернулся в Петербург. В тот момент ему было 17 лет. Он без проблем поступил в артиллерийское училище, но свободные часы с вдохновением отдавал любимому хобби. При малейшей возможности барон Клодт брался за карандаш или перочинный ножик и рисовал или вырезал фигуры лошадей, одновременно с этим углубленно изучая повадки грациозных животных.
После окончания училища Клодт получил действительный чин подпоручика и даже некоторое время прослужил в учебной артиллерийской бригаде, однако уже в 1828 году ушёл с военной службы, решив отныне заниматься только скульптурой. Двумя годами позднее, не прекращая заниматься самообразованием, он поступил в Академию художеств в качестве вольнослушателя. Он состоял при мастерской известного литейщика Екимова, который руководил отливкой самых знаменательных памятников начала XIX столетия. Именно Екимов посвятил ученика в секреты своего дела.
Также покровительство Клодту оказывал ректор Академии - Мартос Иван Петрович, поощрявший начинания молодого скульптора, жившего в одном из подвалов академии и, как гласит молва, нередко державшего здесь же лошадей, с которых лепил статуэтки, приносившие ему неплохой доход. Нужно отметить дальновидность и простоту Мартоса, который частенько приглашал Клодта в гости и запросто дал согласие на брак с одной из дочерей - Иулианией Ивановной, ставшей Клодту преданной супругой.
Соколов Петр Федорович. «Портрет П.К.Клодта» Фото: Commons.wikimedia.org
Нарвские триумфальные ворота и первые плоды славы
Прилежание и несомненный талант Петра Клодта быстро принесли свои результаты. В 1831 году вместе со скульпторами Пименовым и Демут-Малиновским он получил серьёзный правительственный заказ и начал работу над созданием изящной скульптурной группы из шести коней, впряжённых в колесницу Славы (сейчас она украшает собой арку Нарвских триумфальных ворот). Кони Клодта — это стремительно мчащиеся и вздымающиеся вверх животные. В них чувствуется дикая неукротимость и сокрушающая энергетика, которая придаёт арке не только торжественный, но и воистину триумфальный вид.
Гениальная работа получила своё признание. Молодого мастера наградили званием академика, а также квартирой при Академии художеств и большой мастерской, где Клодт проводил большую часть своего времени. Нередко он возбуждал в рафинированном петербургском обществе толки да пересуды, в которых он представал как одержимый художник в вечно запачканной блузе, с всклокоченной головой, встречающий в грязной мастерской лучших представителей знати и даже членов династии, не особенно церемонясь и ведя себя крайне просто.
Как Николай I дарил коней
Следующей монументальной работой, вознёсшей Клодта на Олимп славы, стал заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», которыми сначала хотели украсить пристани Адмиралтейского бульвара (сейчас на этом месте находится Александровский сад - прим.). Заказ был получен в 1832 году. Работы продолжались вплоть до 1841 года, когда на Аничковом мосту на западных устоях появились две бронзовые скульптурные группы, а на восточных — их гипсовые копии, выполненные под бронзу. Впрочем, кони простояли на мосту недолго: уже в 1842 году Николай I отправил их в подарок прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, в 1846 году вновь отлитых коней подарили королю Сицилии Фердинанду II, а ещё позднее копии «Укротителей коней» были установлены в Петергофе, Стрельне и на Конном дворе усадьбы Кузьминки под Москвой.
Клодт, который к тому времени уже, наверное, должен был почувствовать дурноту от этой вереницы коней, решил больше не делать копий. В 1850 году на Аничковом мосту установили бронзовые статуи, которые были отлиты по новым моделям, в результате чего появилась композиция из четырёх разных скульптурных групп, представляющих драматическую историю с последовательно развивающимся сюжетом: покорение коня человеком, побеждающим в борьбе над беспощадным могуществом природы.
Если внимательно смотреть на скульптуры, то можно увидеть, что в первой группе обнаженный атлет с усилием сдерживает коня, в следующей - осаживает его могучим движением, в третьей - схватка доходит до своего пика - человек повержен на землю, и в последней композиции атлет, припадая на одно колено, хватает коня, и, держа обеими руками корду, всё-таки одерживает верх на животным. Есть и ещё одна любопытная для наблюдательных деталь: статуи коней, «глядящих» в сторону Адмиралтейства подкованы, а статуи тех, что смотрят в сторону площади Восстания - нет. Объясняется это тем, что на Литейном проспекте находились литейные мастерские и кузницы, и потому подкованные лошади «идут» от кузниц, а неподкованные лошади, напротив, следуют в них.
За свой шедевр Пётр Клодт получил профессорское звание и весомую ежегодную пенсию. Казалось бы, теперь он мог не беспокоиться о безбедном будущем, однако скульптор был неутомим. Следующей значимой его работой стал памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем саду. Издатель сатирико-просветительских журналов сидит на постаменте, украшенном изображениями животных из знаменитых басен. Последней работой Клодта стал конный монумент императору Николаю I, что стоит на Исаакиевской площади. Скульптура примечательна не только с художественной, но и с технической точки зрения: статуя имеет только две точки опоры без какой-либо вспомогательной подпорки, что не может не приковывать внимание и не вызывать восхищённый возглас.
Первоначальный эскиз, созданный Клодтом, представлял собой всадника на спокойно стоящем коне. Фото: Commons.wikimedia.org
Последний шедевр
Пётр Клодт умер в 1867 году в возрасте 62 лет, проведя последние годы жизни на мызе Халала, в Финляндии. Смерть застигла скульптора в тот момент, когда он начал вырезать картонную лошадку — своё последнее, неоконченное творение, маленький шедевр для любимой внучки.