История военно-морских сил Италии начинается в 1946 году, после того, как завершилась II мировая война. На тот момент флот находился в катастрофическом состоянии: территориальные воды были полны мин и потопленных кораблей, инфраструктура требовала возведения всех зданий с нуля, необходимо было строить новые корабли. При этом существовало ряд ограничений, согласно которым стране запрещалось иметь агрессивное ударное вооружение, она не могла использовать ядерное оружие и имела ограничения в общем количестве кораблей.
На сегодняшний день ВМФ Италии выполняет две основные задачи: защита национальных интересов и обеспечение безопасности в мире в условиях тесного сотрудничества с НАТО.
Структура и дислокация ВМС Италии
Структурно ВМС разделяют на надводный и подводный флот, авиацию и морскую пехоту совместно с подразделениями специального назначения.
Выделяют следующие военно-морские территории Италии:
- Северная зона
- Южная зона
- Остров Сицилия
- Центральная зона
Начиная с 2005 года, итальянский флот запустил процесс обновления корабельного состава и военно-морской авиации. На сегодняшний день не все запланированные суда стоят на вооружении, многие из них находятся в состоянии строительства.
Авианосцы
На данный момент итальянский флот владеет двумя авианосцами:
- Cavour – находится в составе боевых сил с 2009 года, может выполнять роль десантного корабля, вмещает до 415 человек, 50 бронированных машин или 24 тяжелых боевых танков. Авиация состоит из 8 самолетов AV-8B Harrier II и 12 вертолетов Agusta Westland AW101.
- Giuseppe Garibaldi – является флагманом ВМФ Италии, в строю с 1985 года, вмещает на борт 16 самолетов AV-8B Harrier II или 18 вертолетов Augusta SH-3D (AgustaWestland AW101). К 2022 году планируется замена корабля на более новый авианосец.
Также на вооружении находится 3 десантных вертолетоносца типа «Сан-Джорджо» со следующей авиацией: 5 самолетов AW-101 или 5 вертолетов Agusta Bell AB-212. Планируется списание в 2019 году.
Подлодки
Субмарины представлены в 2 классах:
- «Торадо», тип 212 – ДЭПЛ, построенные в Германии в начале 21 века. По состоянию на 2017 год флот владеет 4 кораблями, вооружение включает ПКР «Triton», торпедное вооружение, мины.
- «Сауро» – дизельные подлодки итальянского производства, построенные в конце80-х начале 90-х годов. На вооружении осталось 4 судна. На борту расположены торпеды Whitehead A-184 и мины.
Эсминцы
4 эскадренных миноносца класса «Orizzonte» (новые) и «Durand de la Penne» (готовятся к замене) имеют следующее вооружение на борту:
- Противовоздушные ракеты Aster с дальностью полета от 1,7 км до 120 км;
- Противокорабельные ракеты TESEO Mk-2/A;
- Торпеды ВАСС B515/1;
- 1 вертолет AW-101 или SH90A.
Линкоры
Все итальянские линкоры были затоплены в период II мировой войны, итоги сражений показали, что данные виды судов устарели и их дальнейшее строительство нецелесообразно.
Фрегаты
По состоянию на 2017 год ВМФ Италии имеет 3 типа фрегатов:
- «Maestrale» – 8 кораблей, изначально строились для противолодочной обороны, однако отлично справляются и с противовоздушными задачами. На данный момент в строю осталось 6 судов, которые также планируется заменить. Вооружение включает ПУ ПКР «Тезео» Mk.2, ПУ ЗРК «Альбатрос», ЗУР «Aspide», вертолеты AB-212.
- «Lupo» – легкие патрульные фрегаты, построенные в 80-х годах. В строю осталось 2 корабля, вооружение включает вертолет AB-212ASW, пусковая установка Sea Sparrow/Aspide SAM, торпеды Mark 32.
- «Bergamini» – на 2017 год в строю находится 6 кораблей, еще 4 появятся до 2021 года. На борту находится следующее вооружение: ракеты Aster, ПКР Teseo\Otomat МК-2, торпеды MU 90, вертолеты SH90.
Катера
Десантные катера представлены такими типами: LCM62, MTM217, MTP96. Общее количество 20 судов. Данные корабли также осуществляют эскортные задачи.
Патрульные катера типа «Cassiopea» были построены в 80-х годах, на данный момент в строю находится 4 судна. Они предназначены для патрулирования в безопасных местах.
Тральщики
Минно-тральные корабли представлены типом Lerici, который включает следующие подвиды:
- Lerici – 4 судна, введены в эксплуатацию в 1985 году, на борту находится 4 офицера, 7 дайверов, 36 человек – прочий персонал, из вооружения пушка Oerlikon, противоминная система Oropesa.
- Gaeta – 8 кораблей, в строю с 1996 года. Отличия от первого типа: удлиненный корпус, улучшенные радары.
К 2018 ожидается выпуск нового еще более современного оборудования для тральщиков Lerici.
Корветы
Корветы класса «Minerva» были построены в 90-х годах, они отличаются хорошей скоростью и вооружением: ракеты Sea Sparrow или Selenia Aspide, противолодочные торпеды. Из 8 кораблей в строю осталось 2.
Во время международного кризиса, который разразился с началом Эфиопской кампании весной 1935 года, итальянский флот впервые со времен Первой Мировой войны был отмобилизован. После завершения операции в Эфиопии многие вспомогательные службы флота были сокращены, но в конце 1936 года флот оставался мобилизованным. Гражданская война в Испании, различные международные кризисы и наконец оккупация Албании - все это вынуждало держать флот в состоянии боевой готовности.
Подобные события, конечно, отрицательно повлияли на подготовку к будущему мировому конфликту. Постоянная готовность кораблей приводила к износу механизмов и усталости экипажа, мешала перспективному планированию. Более того, итальянское правительство уведомило вооруженные силы, что начало войны предполагается не ранее 1942 года. Это было подтверждено во время подписания договора «Оси» между Италией и Германией. Флот составлял свои планы, исходя из этой даты.
10 июня 1940 года, когда военные действия должны были вот-вот начаться, многие составляющие того, что называется «готовностью к войне» еще не были завершены. Например, первоначальными планами предусматривалось построить 4 новых мощных линкора и закончить полную модернизацию 4 старых к 1942 году. Такое ядро флота заставило бы уважать себя любого противника. В июне 1940 года в строю находились только «Кавур» и «Чезаре». «Литторио», «Витторио Венето», «Дуилио» и «Дориа» еще завершали оснащение на верфях. Чтобы закончить достройку линкора «Рома» требовалось еще 2 года, для достройки «Имперо» - по крайней мере 3 (В действительности «Рома» был достроен весной 1943 года, работы на «Имперо» так и не были завершены). Преждевременное начало военных действий застало в постройке 12 легких крейсеров, множество эсминцев, эскортных кораблей, подводных лодок и малых судов. Начало войны задержало их достройку и оснащение.
Кроме этого, добавочные 2 года позволили бы устранить недостатки в техническом оснащении и обучении экипажей. Это особенно касается ночных действий, торпедной стрельбы, радара и асдика. Сильнее всего ударило по боеспособности итальянских кораблей отсутствие радара. Вражеские корабли и самолеты безнаказанно атаковали итальянские корабли ночью, когда те были практически слепы. Поэтому враг выработал новые тактические приемы, к которым итальянский флот оказался совершенно не готов.
Технические принципы действия радара и асдика были известны итальянскому флоту с 1936 года. Но война прервала научные работы над этими системами вооружения. Чтобы довести их до практического применения, требовались дорогостоящие промышленные разработки, особенно для радара. Сомнительно, чтобы итальянский флот и промышленность сумели достичь значительных результатом, даже имея те самые 2 года. Тем не менее, противник потерял бы преимущество неожиданности их использования. К концу войны удалось построить только несколько самолетных радаров, и то, скорее, экспериментальных установок.
В годы войны итальянский флот дорого заплатил за эти и другие мелкие недостатки, которые часто мешали использовать благоприятную ситуацию. Тем не менее, итальянский флот хорошо подготовился к войне и полностью оправдал вложенные в него средства.
Подготовительные меры флота включали в себя накопление всевозможных припасов, и когда началась война, резервы многих видов снабжения позволяли удовлетворить любые требования. Например, кораблестроительные верфи работали без задержек всю войну и даже после перемирия почти исключительно на довоенных запасах. Возрастающие требования Ливийского фронта вынуждали флот переоборудовать некоторые порты - вдобавок не по одному разу - и решать подчас неожиданные задачи, прибегая только к собственным резервам. Иногда флот выполнял просьбы и других видов вооруженных сил.
Поставки топлива были совершенно недостаточными, и мы увидим позднее, какой острой стала эта проблема. В июне 1940 года флот имел только 1800000 тонн нефти, собранных буквально по капле. В то время предполагалось, что ежемесячный расход во время войны составит 200000 тонн. Это означало, что флотских запасов хватит только на 9 месяцев войны. Муссолини однако считал, что этого более чем достаточно для «трехмесячной войны». По его мнению, военные действия не могли затянуться дольше. Исходя из такого предположения, он даже заставил флот передать часть запасов - всего 300000 тонн - ВВС и гражданской промышленности уже после начала войны. Поэтому во время войны флот был вынужден ограничивать передвижения кораблей, чтобы сократить расход нефти. В первом квартале 1943 года его пришлось урезать до смехотворной цифры 24000 тонн в месяц. По сравнению с первоначальной оценкой - 200000 тонн как необходимого минимума, легко понять, какое влияние это имело на проведение операций.
Все эти недостатки уравновешивал великолепный дух офицеров и матросов. В течение всех 39 месяцев ожесточенных боев до подписания Италией перемирия личный состав итальянского флота не раз показывал образцы массового и индивидуального героизма. Следуя своим традициям, флот сопротивлялся насаждению фашистских политических взглядов. Трудно было заставить себя ненавидеть Британию, чей флот всегда считался естественным союзником.
Но, когда жребий был брошен, флот, движимый чувством долга, начал битву, напрягая все свои силы. Ему противостояли могущественные противники, однако он выдержал испытание огнем с честью и отвагой.
Оппозиция флота развязыванию войны и его первоначальные планы
В начале 1940 года подозрения, что Италия вступит в войну, уже витали в воздухе. Однако Муссолини еще не говорил конкретно начальникам штабов трех видов вооруженных сил, что намерен вмешаться в конфликт. В первые месяцы этого рокового года правительство, чтобы поддержать экспорт, вынудило флот продать Швеции 2 эсминца и 2 миноносца. Этот факт был совершенно естественно понят флотом как признак нежелания правительства вступать в войну, по крайней мере в ближайшем будущем. Но через несколько дней после визита фон Риббентропа к Муссолини в марте 1940 года, за которым немедленно последовал визит Самнера Уэллеса, начало проясняться действительное отношение правительства к войне. До штабов это решение было доведено 6 апреля 1940 года.
В этот день маршал Бадольо - начальник Генерального Штаба - созвал совещание трех начальников штабов видов вооруженных сил и сообщил им о «твердом решении Дуче вмешаться в то время и в том месте, которые он выберет». Бадольо сказал, что война на суше будет вестись в оборонительном ключе, и в наступательном - на море и в воздухе. Два дня спустя, 11 апреля, начальник Штаба ВМФ адмирал Каваньяри письменно высказал свое отношение к этому заявлению. Среди всего прочего он отмечал трудность таких мероприятий ввиду превосходства противника в силах и неблагоприятной стратегической ситуации. Это делало невозможной наступательную морскую войну. Кроме того, британский флот мог быстро восполнит!» любые потери. Каваньяри заявил, что для итальянского флота это невозможно, и вскоре он окажется в критическом положении. Адмирал предупредил, что невозможно будет добиться первоначальной внезапности, и что невозможны операции против вражеского судоходства в Средиземном море, так как оно уже прекращено.
Адмирал Каваньяри также писал: «Так как не существует возможности решения стратегических задач или нанесения поражения вражеским морским силам, вступление в войну по нашей инициативе не оправдано. Мы сможем вести только оборонительные операции». Действительно, история не знает примеров, чтобы страна, развязавшая войну, немедленно переходила к обороне.
Показав невыгодность ситуации, в которой окажется флот из-за неадекватной воздушной поддержки морских операций, адмирал Каваньяри завершил свой меморандум такими пророческими словами: «Какой бы характер не приняло развитие войны на Средиземном море, в конечном счете наши потери на море будут тяжелыми. Когда начнутся мирные переговоры, Италия вполне может обнаружить себя не только без территориальных приобретений, но также без флота и, возможно, без авиации». Эти слова были не только пророческими, они выражали точку зрения итальянского флота. Все предсказания, сделанные адмиралом Каваньяри в его письме, полностью оправдались, за исключением одного. К концу войны Италия осталась без армии и авиации, уничтоженных могущественными противниками, но все еще обладала довольно сильным флотом.
Боевые корабли мира
Линкоры "Джулио Чезаре"
("Новороссийск"), "Конте ди Кавур",
"Леонардо да Винчи", "Андреа Дориа" и
"Кайо Дуилио".
Участие во Второй мировой войне.
Италия вступила в войну 10 июня 1940 года, и на Средиземном море сразу же начались активные действия противоборствующих флотов. Ведя бои в Северной Африке, итальянцы были вынуждены снабжать свои войска и подвозить подкрепления морем, для чего широко привлекались все силы флота. В этот период они превосходили противника - англичан - почти по всем классам кораблей, кроме авианосцев, отсутствие которых в итальянском флоте компенсировалось наличием большого числа самолетов берегового базирования. Быстроходные линкоры типа “Чезаре” давали Италии известные тактические преимущества, и правильно спланированное эскадренное сражение в это время могло принести ей успех на море, за чем последовала бы победа в Северной Африке.
Однако Муссолини, считавший, что господство на Средиземном море можно с меньшими затратами завоевать с помощью авиации, хотел сохранить флот до конца войны, который, по его мнению, был близок. Это обусловило известную осторожность итальянцев в морских боях с участием крупных кораблей, тогда как их мелкие корабли всегда сражались до конца. Первый же эскадренный бой подтвердил это.
6 июля в стратегическом прикрытии конвоя (пять судов) из Неаполя в Бенгази вышли: “Чезаре” (флаг контр-адмирала И.Кампиони, командир - капитан 1 ранга П.Вароли), “Кавур” (командир - капитан 1 ранга Э.Чиурло), шесть тяжелых и восемь легких крейсеров, а также 32 эсминца. 9 июля эскадра на обратном пути из Бенгази в Таранто встретилась у м. Пунта Стило с английским Средиземноморским флотом, который вышел на перехват в составе линкоров “Уорспайт ”, “Ройял Соверен ”, “Малайя ”, авианосца “Игл”, шести легких крейсеров и пятнадцати эсминцев.
В 13.30 торпедоносцы с “Игла” атаковали итальянские крейсера, но линкоров они не нашли. Спустя полтора часа итальянские тяжелые крейсера правого фланга обнаружили английские корабли и с дистанции 25 км открыли огонь. Англичане ответили. Вскоре на дистанции около 26 км в бой вступили линкоры. В 15.48 Кампиони, пользуясь тем, что у англичан только один “Уорспайт” прошел модернизацию и мог стрелять на такое расстояние, первым приказал открыть огонь. Ответные залпы раздались через пять минут, а уже в 16.00 381-мм снаряд с “Уорспайта” попал в середину корпуса “Чезаре”, на котором под палубой начался пожар. Дым вентиляторами засосало в котельные отделения, и четыре соседних котла (№ 4-7) вышли из строя, вызвав падение скорости с 26 до 18 узлов.
Поврежденному в Таранто “Дуилио” повезло больше. Хотя торпеда, попавшая в линкор около полуночи, сделала в его борту пробоину размером 11х7 м, экипажу удалось отстоять свой корабль, и он остался на плаву. Но исправление повреждений заняло почти год.
3-5 января 1942 года состоялся последний боевой выход “Чезаре” в составе дальнего прикрытия конвоя в Северную Африку (операция М43), после чего его вывели из активного ядра флота. Кроме нехватки топлива, здесь сыграло роль и то, что он имел плохое разделение на отсеки и, как показал опыт “Кавура”, мог погибнуть от одного торпедного попадания. Использовать его при переходе господства в воздухе к союзникам было слишком рискованно, и старый линкор поставили в резерв. Большую часть экипажа списали на другие корабли и в штабы эскортных конвойных групп, которые нуждались в опытном персонале.
В середине года та же участь постигла “Дориа” и “Дуилио”, хотя в начале июня 1943 года в ожидании высадки союзников на Апеннинский полуостров их начали переоснащать для боевой службы. Через два месяца они были готовы, но так и не смогли выйти из базы Таранто в море из-за отсутствия кораблей для эскорта. Их намеревались даже затопить в районе Апулии для предотвращения высадки там союзных десантов.
До конца года “Чезаре” стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешел в Полу, где стал использоваться в качестве плавучей казармы. Там его и застала весть о выходе Италии из войны. Всего за 1940-1943 годы “Чезаре” совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, на которые ему понадобилось 12 697 т нефти.
После заключения перемирия “Чезаре” вернулся в Таранто, а 12 сентября он последним из итальянских линкоров прибыл на Мальту. Несмотря на то, что не все еще повреждения, полученные при авианалетах на Полу, были устранены, корабль под командованием капитана 2 ранга В.Карминати прошел весь путь с неполным экипажем и без эскорта. Поскольку за ним при этом с совершенно определенными намерениями следили немецкие торпедные катера и самолеты, этот переход можно считать единственной героической страницей в истории “Чезаре”. Немецкая авиация с помощью планирующих радиоуправляемых бомб на подходе к Мальте уже потопила новейший итальянский линкор “Рома” , шедший сдаваться одним из первых. Чтобы такая же участь не постигла “Чезаре”, англичане выслали ему навстречу линкор “Уорспайт”. Под конвоем своего старого обидчика “Чезаре” и вошел на мальтийский рейд.
В виде компенсации своих потерь в войне с Италией союзники настаивали на участии ряда итальянских кораблей в дальнейших боевых действиях. Но отсутствие немецкого флота на Средиземном море (у немцев действовали только подводные лодки и катера) и множество организационных проблем, которые бы последовали после включения итальянских кораблей в состав ударных соединений, ограничили это участие только легкими и вспомогательными кораблями, а также транспортами.
Кроме этого, существовала масса причин политического характера, которые в сложной ситуации после перемирия требовали сохранения в целости итальянского флота. Поэтому союзное командование решило оставить итальянские линкоры на Мальте под своим прямым контролем. Позже, в июне 1944 года трем из них, самым старым, включая “Чезаре”, имевшим ограниченную боевую ценность, разрешили вернуться в итальянский порт Аугуста, где союзники стали их использовать в учебных целях. Новые линкоры от греха подальше убрали к Суэцкому каналу и держали их там так же, как держали в 1940-1943 годах французские корабли в Александрии.
После окончания войны большинство итальянских кораблей сосредоточили в Таранто, где, стоя на приколе, они ожидали решения их дальнейшей судьбы странами-победительницами.
“Дуилио” и “Андреа Дориа” прибыли на Мальту 9 сентября 1943 года. С июня следующего года они использовались главным образом в качестве учебных кораблей. 15 сентября и 1 ноября 1956 года соответственно их исключили из списков итальянского флота и в течение двух последующих лет разобрали на металл.
В 1848 году, когда половина Европы была охвачена революциями, две сардинских дивизии были направлены в Северную Адриатику для поддержки Венеции, восставшей против австрийцев. В течение нескольких десятилетий Венеция являлась базой австрийского флота; там находились арсенал и военно-морское училище, носившее название
Marine Collegium . Тегетгоф, Штернек, Пец и почти все австрийские старшие офицеры, проявившие себя при Лиссе в 1866 г., получили в нем свое образование. Моряки Габсбургского флота были итальянцами, на флоте использовался итальянский язык (венецианский диалект). Также на помощь Венеции прибыла неаполитанская эскадра, состоявшая из двух парусных фрегатов, пяти паровых корветов (официально числившихся паровыми фрегатами) и одного брига.Таким образом, в 1848 г. на Адриатике находилось девять сардинских кораблей под командованием контр-адмирала Джузеппе Альбини и восемь неаполитанских во главе с коммодором Рафаэле де Коза, а также пять достаточно крупных кораблей новой Венецианской республики - корветы «Ломбардия» (бывш. «Каролина», спущен в 1844 г., 810 т, 24 18-фнт пушки), «Чивина» (бывш. «Клеменца», 1838 г., 485 т, 16 36-фнт карронад и четыре 18-фнт пушки), «Индипенденца» (бывш. «Липсия», 1826 г., 482 т, 16 24-фнт карронад, четыре 18-фнт пушки) и бриги «Крочиато» (бывш. «Уссаро», 1847 г., 168 т, 12 24-фнт карронад, четыре 12-фнт пушки) и «Сан-Марко» (бывш. «Тритоне», 1836 г., 450 т, 12 24-фнт карронад, четыре 9-фнт пушки). Все они являлись бывшими австрийскими кораблями, построенными на военно-морской верфи в Венеции, однако не снискали удачи в противоборстве с австрийской эскадрой, включавшей три парусных фрегата, три брига, один паровой корвет и четыре парохода судоходной компании Австрийского Ллойда. Поражение пьемонтских войск на суше в 1848-1849 гг. заставило сардинский флот отойти. Неаполитанцы к тому времени уже были отозваны по распоряжению короля.
Кавур
Сардинский флот приобрел огромную выгоду от деятельности Кавура, занявшего пост министра в 1850 году. Этот великий государственный деятель не только увеличил и провел в порядок флот, но и сумел восстановить дисциплину после беспорядков и случаев неподчинения, имевших место на борту сардинских кораблей на Адриатике в 1848 г. В качестве мер по модернизации Кавур заказал в Англии винтовой фрегат 1-го класса «Карло Альберто», вошедший в строй в 1854 г. и ставший первым кораблем подобного типа в Сардинском флоте. Снова став морским министром в 1860 году, Кавур заказал во Франции первые итальянские броненосцы - «Террибиле» и «Формидабиле». Благодаря Кавуру был заключен союз с Францией, и пьемонтские вооруженные силы приняли участие в Крымской войне. Его усилиями было обеспечено французское вмешательство, когда в 1859 г. Австрия объявила войну Сардинии. Французские и сардинские войска совместно действовали на суше, а флоты - в Адриатическом море. Между тем, пост морского министра занял генерал Альфонсо Ферреро делла Мармора, заказавший на верфи в Генуе фрегаты «Витторио Эмануэле» (заложен в 1854 г.), «Мария Аделаиде» (1857 г.) и «Дука ди Дженова» (1858 г.). Они были спроектированы Феличе Маттеи, главным конструктором флота, причем «Мария Аделаиде» - один из самых быстроходных и хорошо вооруженных фрегатов своего времени - был признан лучшим на Средиземном море.
В 1859-1861 гг. - в ходе еще одной войны за независимость, экспедиции «Тысячи» Гарибальди и аннексии Центральной Италии - из-под иностранного ига была освобождена почти вся территория полуострова, за исключением районов Венеции, Тренто, Триеста и Истрии, все еще находившихся в руках австрийцев, а также Рима, Чивитавеккьи и области Лацио, остававшихся под властью Папы. Виктор-Эммануил
II был провозглашен королем Италии. В новый итальянский флот вошли корабли Сардинии-Пьемонта, Королевства Обеих Сицилий, Тосканы и Папской области.Неаполитанский флот в предыдущее десятилетие заметно деградировал, в частности, из-за того, что управлялся офицерами, придерживавшимися либеральных взглядов и поддерживавшими объединение; многие из них хоть и оставались на службе, но не были лояльны королевской власти. Говорили, что при спуске на воду линейного корабля «Монарка» 5 июня 1860 г. кто-то из неаполитанских офицеров прошептал на ухо одному из сослуживцев:
«Кто знает, под каким флагом он будет ходить?» . Этот случай был вполне типичным для своего времени. 17 декабря 1856 г. произошел взрыв склада пороха, приведший к большим жертвам, а 4 января 1857 г. в Неаполе взорвался паровой корвет «Карло III », на котором погибло 39 офицеров и матросов. Ходили слухи, что причиной трагедии явился поджог, хотя следственная комиссия признала это несчастным случаем.Граф Камилло Бенсо Кавур ди Чизери (автор мне, к сожалению, не известен)
Королевский Итальянский флот
Декрет об образовании Королевского Итальянского флота был подписан 17 марта 1861 г. Его основу составили корабли Сардинского (пять винтовых и один парусный фрегаты, два винтовых, два парусных и три колесных корвета, две канонерских лодки, четыре авизо, три брига) и Неаполитанского (один линкор, три винтовых и два парусных фрегата, один винтовой, два парусных и 12 колесных корветов, два авизо, четыре брига) флотов; один винтовой корвет, один авизо и четыре канонерских лодки ранее входили в состав военно-морских сил Тосканского герцогства, а два буксира принадлежали Папскому флоту. Интересно отметить, что Сицилийский флот, действовавший против правительства в Неаполе, еще в 1848-1849 гг. приобрел несколько кораблей за границей, в частности, в Великобритании. Несмотря на то, что мятеж в конечном итоге был подавлен, сицилийским повстанцам удалось захватить несколько бурбонских (лоялистских) кораблей.
После поражения в битве при Кастельфидардо, в ходе вторжения пьемонтской армии в Марке* и Умбрию, папские войска отошли в Анкону. Захват Анконы зависел от успеха атаки с моря, которую осуществляла дивизия контр-адмирала Персано, состоявшая из паровых фрегатов «Мария Аделаиде» (флагман), «Карло Альберто», «Витторио Эмануэле», парусного фрегата «Сан Микеле», колесных корветов «Говерноло», «Конституционе» и «Монцамбано». «Карло Альберто» открыл плотный и точный огонь по военно-морской базе Ла-Лантерна, вызвав серьезные разрушения. Капитан Баттиста Альбини направил свой «Витторио Эмануэле» прямо к батарее и дал по ней полный бортовой залп - батарея взлетела на воздух, и 29 сентября 1860 г. Анкона капитулировала. Крепость Гаэта в Королевстве Обеих Сицилий сохраняла верность королю Франциско
I . Осажденная пьемонтской армией и блокированная 19 января 1861 г. с моря эскадрой Персано, крепость капитулировала менее, чем через месяц.* Марке - область Италии с центром в Анконе.
Фрегат "Дука ди Дженова" в Лигурийском море (кисти А.Тибо)
Фрегат "Витторио Эмануэле" на маневрах, около 1861 г. (кисти А.Тибо)
Сардинский флот
винтовой фрегат «Карло Альберто»
винтовой фрегат «Витторио Эмануэле»
винтовой фрегат «Мария Аделаиде»
винтовой фрегат «Дука ди Дженова»
(винтовой фрегат «Принчипе Умберто» - в постройке)
парусный фрегат «Сан Микеле»
винтовой корвет «Сан Джованни»
винтовой корвет «Принчипесса Клотильде»
парусный корвет «Эуридиче»
парусный корвет «Ириде» (б. «Аквила»)
колесный корвет «Триполи»
колесный корвет «Мальфатано»
колесный корвет «Говерноло»
канонерская лодка «Винцальо»
канонерская лодка «Конфьенца»
авизо «Гульнара»
авизо «Икнуза»
авизо «Отон»
авизо «Гарильяно» (б. неап.)
Неаполитанский флот
линейный корабль «Ре Галантуомо» (б. «Монарко»)
винтовой фрегат «Гарибальди» (б. «Борбоне»)
винтовой фрегат «Италия» (б. «Фарнезе»)
винтовой фрегат «Гаэта»
парусный фрегат «Партенопе»
парусный фрегат «Реджина»
винтовой корвет «Этна»
парусный корвет «Караччоло» (б. «Амалия», б. «Мария Каролина»)
парусный корвет «Кристина» (б. «Летиция»)
колесный корвет «Стабия» (б. сард. «Фердинандо
II
»)
колесный корвет «Монцамбано» (б. «Монджибелло»)
колесный корвет «Руджеро»
колесный корвет «Гискардо»
колесный корвет «Танкреди»
колесный корвет «Роберто»
колесный корвет «Эрколе» (б. «Гаэта»)
колесный корвет «Аркимеде»
колесный корвет «Палинуро»
колесный корвет «Мизено»
колесный корвет «Стромболи»
колесный корвет «Этторе Фьерамоска»
авизо «Пелоро»
авизо «Сирена»
Сицилийский Гарибальдийский флот
колесный корвет «Тукери»
колесный корвет «Фульминанте»
авизо «Аквила»
авизо «Валено»
Тосканский флот
винтовой корвет «Маджента»
канонерская лодка «Ардита»
канонерская лодка «Велоче»
канонерская лодка «Куртатоне»
канонерская лодка «Монтебелло»
авизо «Джильо»