Профессиональной можно назвать сферу социально ориентированной, предметной деятельности. В зависимости от целевой направленности и системы критериев можно по-разному ограничить предмет этой области.
Что такое профессиональная деятельность?
Выделим только существенные признаки, которые очевидны, и при наличии которых есть смысл называть деятельность профессиональной.
- Система знаний и опыта. Прежде всего, если речь идет о профессионализме, в основе должна быть осведомленность, некоторые навыки и умения, без совокупности которых невозможно стать профессионалом.
- Понятийная система. Невозможно соотнести человека с предметной сферой, если он не владеет профессиональным языком.
- Методология. Умение применить приобретенные знания в действительности.
Подведем итог: профессиональная деятельность - это система знаний, основанная на опыте её применения. Практика является, с одной стороны, результатом развития, а с другой - основой для дальнейшего роста.
Сферы профессиональной деятельности
Для того чтобы классифицировать области должны быть заданы строгие критерии отбора. Иначе возникает риск непоследовательности в изучении предмета, который достаточно обширен. Возьмем за основу самые очевидные постулаты.
Можно сказать, что существует и физический. Понятно, что физическая работа, даже самая грубая, требует интеллектуальных ресурсов, но не ограничивается ими.
Сферы профессиональной деятельности:
- гуманитарная (цель - человек);
- естественнонаучная (природа);
- социальная (общество).
Профессиональная деятельность - это производство либо услуги в общественных сферах.
Цели и мотивы
Цель - определенное временем и пространством представление о конечном результате работы. Она может быть личная и профессиональная. Интересы могут совпадать, и в этом случае появляется сильная личная мотивация для профессионального развития. деятельности - этоважнейший индикатор в определении уровней квалификации специалистов. Если нет понимания назначения и ориентира деятельности, то не имеет смысла говорить о профессионализме. Даже если работа осуществляется в узком поле предметной среды, в этом случае цель ограничена объемами и является этапом для выполнения более глубокой, фундаментальной задачи.
Психология профессиональной деятельности - это наука о закономерностях развития человека в предметной среде, которая придает большое значение постановке цели.
Целью учителя, к примеру, может стать победа его учеников в областной олимпиаде по предмету. Здесь соединяются и личная цель, и профессиональная, которая строго определена предметом обучения и объемом работ. Она оформлена во времени (датой олимпиады) и в пространстве (областной уровень). Цель удовлетворяет амбиции педагога и личные амбиции человека, который делает социально важную работу и получает за это соответствующее вознаграждение.
Кто может называться профессионалом?
Попробуем разобраться с этим вопросом. Тренер, который знает от «А» до «Я» правила и приемы, позволяющие достичь высоких результатов пловцу, но сам не умеет плавать - он профи в своем деле? Вопрос не праздный, часто в жизни видим, как человек учит чему-либо других, не имея личных результатов на практике.
Особенно это стало заметно в эпоху интернета. Великое количество участников виртуального пространства взяли за правило учить массу людей какой-либо сфере, самонадеянно называя себя профессионалами… Новоявленные ораторы, которые пересказывают известные учения, пытаются среди толпы слушателей снискать лавры «гуру». Знакомая картинка?
С другой стороны, рассмотрим человека, имеющего хорошие результаты в предметной среде. Тот, кто производит социально востребованный продукт, знает ремесло. Он не всегда может объяснить, как это делает, изложить теоретически процесс производства, но выдает желаемый результат лучшим образом. Профессионал в своем деле этот человек? Ответ будет положительным.
Поэтому известное выражение «по делам судите» имеет место в данном контексте. Практика в данном случае есть критерий истины.
Виды профессий
Профессиональная деятельность - это область компетенции, которая ограничена сферой применения. Например, социальная сфера предполагает найм специалиста с соответствующим профилем обучения. Каждая из сфер, в свою очередь, включает массу узких направлений, профессий.
Пофессия - это ограниченная стандартами область деятельности, которая предполагает определенный объем, уровень знаний и навыков их практического применения. Существует мировой классификатор профессий, который дает их описание - в нем более девяти тысяч наименований. В России подобный документ содержит семь тысяч названий.
Сферы профессиональной деятельности - это в которых работают специалисты. Перечень сфер не является статичным. Из года в год появляются новые области и которые становятся невостребованными. Это напрямую зависит от развития технических возможностей общества.
Уровни освоения предметной сферы
Профессия - узкая область практического применения знаний, умений и навыков для специалиста.
Профессиональная деятельность - это определенные стадии в развитии специалиста в предметной сфере. Специальность можно получить в образовательных учреждениях разного уровня, в центрах, на курсах, дистанционно и иными способами. Основы профессиональной деятельности подтверждаются сертификатом, в котором указан уровень знаний, полученных за определенное количество учебных часов и подтвержденных результатами проверки в зачетной либо экзаменационной форме. Специальность предполагает наличие достаточного объема знаний для применения на практике, в профессиональной сфере производства.
Специалист, профессионал, эксперт
Часто говорят «знаток в своей области». За этой оценкой стоит признание компетентности человека в той сфере, в которой он практикует деятельность. Когда о человеке говорят «он профессионал», это более чем компетентность. Это уже уровень эксперта. Это не только признание компетенции в своей области, но и умение перешагнуть границы собственного знания, способность дать оценочное суждение о предмете деятельности по сравнению с подобными результатами в других специальных областях деятельности.
Специалист, профессионал, эксперт - это ступени освоения предметной сферы в какой-либо области социально значимой деятельности.
Этический кодекс
Профессионализм - это не только высокий уровень экспертности в своей сфере. Этическая составляющая также является значимым показателем качества специалиста. Особенно это касается гуманитарных, направленных на служение человеку областей профессиональной деятельности.
Этический кодекс - свод правил, следование которым является обязательным условием принадлежности к профессиональной среде. Он содержит нормы в качестве категорических предписаний при исполнении функций специалистом.
Существует ряд профессий, для которых обязательно соблюдение норм этического кодекса. Это сферы профессиональной деятельности, так или иначе влияющие на жизнь конкретного человека. Прежде всего - медицина, юриспруденция, государственная безопасность, образование.
Этика профессиональной деятельности проявляется в служении своему долгу. Рассмотрим примеры этого социального феномена.
Служение профессии
Такая область знания, как психология профессиональной деятельности, говорит о том, что служение является часто высшей ценностью человека. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства верности долгу. Иногда врач готов найти способ излечения от тяжелого заболевания ценой своей жизни.
Необязательно жертвенный героизм служит мерой профессионального долга. Великий Мечников сделал за свою жизнь в области медицины ряд открытий, благодаря которым открылись перспективы в создании лекарственных препаратов, помогающих людям побеждать смерть. Вся его жизнь является примером этического служения народу.
Писатель Солженицын Александр Исаевич смог в условиях жесточайшей цензуры и кары за свободное выражение гражданской позиции не изменить своим принципам.
Он превратил свой голос в письменное свидетельство эпохи. Благодаря его силе воли, стремлению к свободе, честности и последовательности в гражданской позиции, мир получил литературные шедевры, оплаченные ценой личной свободы.
Произведения «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича» дают оценку исторических реалий через взгляд свидетеля той эпохи.
Это живые примеры служения профессии, оставившие человечеству неоценимый результат, которого не поддается оценке.
Будущее - за профессионалами
Для того чтобы понять, в какой возможно раскрыть свои способности наилучшим образом, важно своевременно осознать свою необходимость для общества. Оценить потребность в своем личном ресурсе и возможностях.
Поэтому выбор профессионального пути - одна из важнейших воспитательных задач системы образования в целом.
В образовательных учреждениях официально введена дисциплина «профессиональное самоопределение учащихся». Предметом её является изучение мира профессий, особенности профессиональной деятельности. Цель дисциплины - помочь учащимся соотнести свои способности с потребностями и запросами общества.
В этом случае человеку открывается смысл жизни, он будет чувствовать востребованность со стороны общества. Соответствующим будет и его социальное вознаграждение. Именно в этой ситуации о человеке говорят «он на своем месте».
Мир профессий весьма многообразен, а кроме того, динамичен. Согласно отечественным и зарубежным справочникам, насчитывается до тридцати пяти тысяч видов профессиональной деятельности и их наименований. В области психологии в целях решения научно-практических задач, таких как, например, профориентация, требуется систематизация человеческой деятельности, ее распределение, а также сравнение по каким-либо признакам: сложности, опасности, величине нагрузки, напряженности и так далее.
Отсутствие единой классификации
Считается, что для теории труда требуется психологическая классификация. Также она необходима и для практических исследований. Многие анализы и исследования могли бы осуществляться намного быстрее в том случае, если бы уже существовала определенная типология профессий. Но на сегодняшний день нет единого подхода к классификации человеческой деятельности.
Главный недостаток многих из них заключался в том, что они исходили из преобладания определенного психического процесса в конкретном виде деятельности. Кроме того, были предложены классификации по таким критериям, как внимание и интеллектуальная деятельность, но это всего лишь односторонний подход.
Предпринимались попытки создать классификацию областей и видов профессиональной деятельности по видам машиностроения, промышленности, металлургии и сельскому хозяйству. Но такое подразделение не может быть психологическим, так как в каждой отрасли существует довольно большое разнообразие типов труда, которые кардинально отличаются друг от друга.
Виды профессиональной деятельности по Татищеву и Струмилину
В восемнадцатом веке известный историк и государственный деятель Татищев занимался изучением этого вопроса. Им была предложена своя классификация основных видов профессиональной деятельности:
- Нужные науки в виде образования, здравоохранения, экономики и права.
- Полезные науки, такие как физика, сельское хозяйство, математика и биология.
- Щегольские, или, по-другому, увеселяющие науки, например искусство и литература.
- Тщетные науки в виде алхимии и астрологии.
- Вредительские науки, к которым Татищев приравнял колдовство.
Весьма интересный подход был предложен в двадцатых годах прошлого века крупным советским экономистом Струмилиным, который положил в основу классификации уровень самостоятельности человека в труде. В свое время подход считался довольно прогрессивным, но на сегодняшний день многое устарело.
Итак, Струмилин разделил все профессии на нижеприведенный перечень видов профессиональной деятельности, состоящий из пяти типов труда:
- Первый тип - это автоматический строго регламентированный труд. К нему были отнесены конвейерные работы, характеризуемые исполнением однотипных операций в течение всего рабочего дня.
- Второй тип - это полуавтоматический труд. К работникам этого типа были отнесены телефонисты и машинисты, в рамках труда которых действия не всегда строго регламентированы.
- Третий тип представляет собой шаблонно-исполнительный труд. Эта категория, пожалуй, наиболее уязвимая во всей классификации Струмилина, в которую он включил почти все типы машинно-ручного труда. Таким образом, сюда относились машиностроители, швеи и так далее.
Следующие два типа, относятся не к рабочим профессиям. Один из них называется «самостоятельный труд». К данной категории относится работа конструкторов и инженеров. Последний тип профессий - это категория свободного творческого труда, в которой имеются в виду работники различных видов искусства.
В целом считается, что в данной классификации присутствует рациональное звено, особенно если рассматривать два первых раздела. Но, разумеется, для современного этапа истории эта классификация сильно устарела.
Современная классификация профессий
В настоящее время активно используется классификация профессий по Климову, которая обладает большим значением в решении вопросов, связанных с профориентацией молодежи. Этот метод построен на основе многофакторного принципа. Согласно этой классификации выделяются следующие виды профессиональной деятельности:
- "Человек - Природа".
- "Человек - Человек".
- "Человек - Техника".
- "Человек - Знаковые системы".
- "Человек - Художественный образ".
Рассмотрим подробнее каждую из этих категорий.
К профессиям категории "Человек - Природа" относят семеноводство, животноводство, а также таких специалистов, как зоотехники, агрономы, кинологи, лаборанты химико-бактериологического анализа и прочие виды. Цели профессиональной деятельности этой категории связаны с растительными и животными организмами.
Сюда относятся профессии, которые связаны с сельским хозяйством, а кроме того, с пищевой промышленностью, научными исследованиями и медициной. Некоторый интерес к природе, но не основной должны преследовать психологи и менеджеры по туризму, а также сотрудники из сферы гостиничного бизнеса.
Представленное разделение вовсе не означает, что труд человека направляется исключительно на упомянутые выше профессии. Растениеводы, к примеру, работая в коллективе, пользуются разнообразной техникой и помимо всего прочего занимаются вопросами экономического анализа труда. Но при этом главным предметом внимания и забот растениеводов выступают культуры и среда их существования.
В рамках выбора деятельности этого типа важно разобраться, как именно человек относится к природе: как к площадке для отдыха либо он воспринимает ее в роли мастерской, в которой намерен отдавать все силы на производство.
Особенность биологических объектов трудовой деятельности заключается в том, что они трудны и изменчивы, а кроме того, нестандартны по своим законам. Растения, животные, а также микроорганизмы живут и растут, болеют и погибают. Тому, кто относится к этому виду профессиональной деятельности, необходимо не просто много знать об организмах, а уметь предвидеть вероятные изменения в них, которые подчас способны оказаться необратимыми. От человека также требуется инициатива наряду с самостоятельностью в решении тех или иных трудовых задач, он должен проявлять заботливость и дальновидность.
В категории "Человек - Техника" главным и ведущим предметом труда выступают технические объекты в виде машин, механизмов, материалов и видов энергии. Специальности, которые приравниваются к данной группе, следующие: проходчики, столяры, техники-металлурги, инженеры-механики и другие виды. Сфера профессиональной деятельности категории «Человек - Техника» включает и электромонтажников, радиомехаников, строителей, сборщиков компьютеров, специалистов по телекоммуникациям и так далее. Среди рассматриваемых профессий существует следующее разделение:
- Специальности по добыче и обработке грунтов, а также горных пород.
- Профессии по обработке и применению неметаллических промышленных материалов наряду с изделиями и полуфабрикатами.
- Специальности по производству и обработке металлов, монтажу машин и приборов, а также механической сборке.
- Профессии, связанные с ремонтом и наладкой технологических машин, а также установок и транспортных средств.
- Специальности по ремонту и монтажу зданий, сооружений и всевозможных конструкций.
- Профессии, связанные со сборкой, а также монтажом электрооборудования, приборов и аппаратов.
- Специальности по наладке, ремонту и обслуживанию электрооборудования, аппаратов и приборов.
- Профессии, связанные с использованием подъемных и транспортных средств, а также с управлением ими.
- Специальности, связанные с переработкой продукции сельского хозяйства.
В рамках обработки, преобразования, перемещения либо анализа технических объектов от сотрудника требуется точность действий. Учитывая то, что технические объекты почти всегда создаются непосредственно человеком, в этой отрасли существуют особенно широкие возможности для различных выдумок, новаторства и творчества. Помимо творческого подхода к делу в сфере техники от того, кто относит себя к данному виду профессиональной деятельности, требуется высокий уровень исполнительской дисциплины.
В случае категории "Человек - Человек" главным и ведущим предметом труда выступают люди. Сюда относятся виды профессиональной педагогической деятельности, а также врачи, психологи, парикмахеры, экскурсоводы, менеджеры, руководители художественных коллективов и так далее. Среди этой группы выделяют следующие профессии:
- Специальности, которые связаны с человеческим обучением, а также организацией детских коллективов.
- Профессии, направленные на управление производством и руководство людьми, а также всевозможными коллективами.
- Специальности, которые связаны с торговым и бытовым обслуживанием.
- Профессии, направленные на информационное обслуживание.
- Специальности, которые предполагают информационно-художественное обслуживание людей и руководство коллективами.
- Профессии, которые связаны с медицинскими услугами.
Для успешной трудовой деятельности по профессиям представленной категории необходимо научиться не только устанавливать, но также поддерживать связь с людьми, понимая их и разбираясь в особенностях каждого индивида, а кроме того, овладеть знаниями в сфере производства, искусства либо науки. Приведем небольшой перечень качеств, которыми обладают люди, имеющие отношение к классификации «Человек - Человек»:
- Стабильное позитивное настроение в рамках работы с людьми.
- Большая потребность в общении.
- Умение понимать намерения, а также помыслы и настроения остальных людей.
- Умение мгновенно разбираться в чьих-либо взаимоотношениях.
- Способность понимать и находить общий язык с самыми разными индивидами.
Ведущий предмет труда классификации "Человек - Знаковые системы" - это условные знаки наряду с цифрами, кодами, естественными или искусственными языками. Профессии в данном случае следующие: переводчики, чертежники, инженеры, топографы, секретари-машинистки, программисты и другие.
Среди профессий этого вида профессиональной информационной деятельности человека выделяют следующие группы:
- Специальности, которые связаны с оформлением документации, делопроизводством, а также анализом текстов либо их частичным или полным преобразованием и перекодированием.
- Специальности, предметом труда которых выступают числа, а также и количественные соотношения.
- Специальности, которые связаны с обработкой сведений в форме системы условных знаков наряду со схематическими изображениями объектов.
Этот вид профессиональной информационной деятельности человека с использованием сухих обозначений характерен для людей, которые, отвлекаясь от свойств окружающего мира, могут сосредоточиться на информации, которую несут в себе различные знаки. При обработке сведений в виде условных знаков формируются задачи контроля наряду с проверкой, учетом, обработкой данных, а также созданием новых систем.
Ведущим предметом труда относящих себя к виду профессиональной деятельности "Человек - Художественный образ" является художественный образ, а также способы его построения. К работникам этой классификации относятся артисты, художники, музыканты, дизайнеры, резчики по камню, литературные работники. Профессии группы «Человек - Художественный образ» следующие:
- Специальности, которые связаны с изобразительной деятельностью.
- Профессии, направленные на музыкальную деятельность.
- Специалисты, работающие в сфере литературно-художественной деятельности.
- Профессии актерско-сценической направленности.
Одной из особенностей деятельности «Человек - Художественный образ» служит большая доля трудовых затрат, которая остается скрытой от сторонних наблюдателей. Кроме того, зачастую необходимо прилагать специальные усилия, чтобы добиться эффекта легкости, а также непринужденности финального результата.
Классификация по признаку трудовых целей и орудий труда
В рамках каждого типа профессий из вышеприведённой современной классификации выделяют три группы по признаку целей труда:
- Гностические виды профессиональной информационной деятельности, т. е. профессии, к которым относят дегустаторов, контролеров, социологов, корректоров, искусствоведов и так далее.
- Преобразующие профессии в лице мастеров-животноводов, токарей, учителей, бухгалтеров, цветоводов-декораторов и тому подобное.
- Изыскательские профессии, к которым относят летчиков-наблюдателей, инженеров-конструкторов, воспитателей, программистов, и также тех, кто предпочитает виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств.
Каждый из предыдущих классов профессиональной деятельности разделяют на четыре типа по виду профессиональной информационной деятельности человека с использованием основных инструментов труда:
- Специальности ручного труда, к которым относят контролеров слесарных работ, лаборантов химического анализа, ветеринаров, слесарей и так далее.
- Профессии, имеющие отношение к машинно-ручному труду, например токари, водители автомобилей, машинисты экскаваторов и тому подобное.
- Профессии, которые связаны с использованием автоматизированных систем. К ним относятся операторы станков с программным управлением, авиадиспетчеры и так далее.
- Специальности, которые связаны с преобладанием функциональных средств деятельности, например актеры, акробаты и тому подобное.
Классификация по признаку условий деятельности
В каждой из четырех вышеприведенных групп профессий выделяют следующие категории деятельности по признаку условий труда:
- Деятельность в условиях нормального микроклимата, например тех, кто относится к видам экономической профессиональной деятельности.
- Трудовая деятельность на открытом воздухе. В данном случае речь идет об агрономах, монтажниках, инспекторах полиции и так далее.
- Работа в нестандартных условиях, например водолазы, высотники, шахтеры, пожарные и тому подобное.
- Труд в условиях чрезмерной ответственности: воспитатели детских садов, учителя, следователи и так далее.
Виды познавательной деятельности
Учение наряду с познавательной деятельностью относят к духовным сферам общества. Выделяют четыре вида профессиональной деятельности с использованием информационных ресурсов, черпаемых из духовной жизни:
- Обыденная деятельность. Эта категория подразумевает обмен опытом и образами, которые люди несут в себе и делятся с окружающими.
- Научная деятельность. Данная группа предполагает изучение и использование различных законов, а также закономерностей. Главной целью научной деятельности является создание идеальной системы материального мира.
- Художественная деятельность базируется на попытках творцов и художников анализировать окружающую действительность и находить в ней как оттенки прекрасного, так и чего-то абсолютно безобразного.
- Религиозная деятельность. Предметом вида профессиональной деятельности человека данной категории служит сам человек. Сюда же относят нормы морали, а также нравственные стороны поступков, из которых состоит вся жизнь человека, поэтому большую роль в их формировании играет именно духовная деятельность.
Классификация духовной деятельности
К духовной жизни человека относится религиозная, научная, а также творческая деятельность. Имея представление о научной и религиозной деятельности, следует подробнее рассмотреть творческое направление жизни человека. Сюда относят художественные либо музыкальные направления, а также литературу и архитектуру, режиссуру и актерское мастерство. Творческие задатки присущи каждому человеку, правда, для того, чтобы их раскрыть, требуется долго и упорно трудиться.
Виды хозяйственной деятельности общества
Хозяйственная деятельность в последнее время оспаривается защитниками природы, так как она базируется на природных запасах, которые в ближайшем будущем могут исчерпать себя. К видам профессиональной деятельности с использованием технических средств хозяйственной деятельности человека относят добычу полезных ископаемых в виде нефти, металлов, камней и всего, что может принести выгоду, но, к сожалению, наносит ущерб не только природе, но и планете.
Классификация информационной деятельности
Важной частью взаимодействия человека с миром выступает информация. К типам данной деятельности относят получение, применение и хранение информации, а также ее распространение. Информационная деятельность часто становится угрозой жизни, так как всегда находятся люди, которые не желают, чтобы третьи лица узнали и разгласили какие-либо сведения. Помимо этого данный вид деятельности способен иметь провокационный характер и служит средством манипуляции общественным сознанием.
Виды психической деятельности
Психическая деятельность оказывает влияние на состояние личности, а также и на продуктивность ее жизни. Наиболее простым типом психической деятельности служит обычный рефлекс. Это привычки и навыки, которые установились посредством постоянного повторения. Они практически незаметны в сравнении со столь сложным типом психической деятельности, как творчество. Данная категория отличается разнообразием, а также неповторимостью, несет в себе оригинальность и уникальность.
Таким образом, приведенные категории признаков частично совпадают с масштабным списком профессий. Предложенная классификация основных видов профессиональной деятельности дает возможность обозначить обзорную схему общей карты мира профессиональной деятельности и составить приблизительную формулу определенного типа труда. Подобная классификация не подходит для того, чтобы разложить все профессии по полочкам, это представляется невозможным и ненужным. Надо осознавать, что большинство профессий определяется большим количеством разнотипных признаков. Но в рамках любого сложного множества полезно находить некоторые хотя бы приблизительные различия.
Понятие профессиональной деятельности .
Профессиональная деятельность является трудовой деятельностью. Для лучшего ее понимания стоит изучить понятие профессия , имеющее несколько определений:
· Это конкретная общность граждан, ведущих одинаковый образ жизни и решающих наиболее близкие и знакомые проблемы, поскольку известно, что каждая профессия накладывает своеобразный отпечаток;
· Это область деятельности и определения каждой личности. Профессиональная деятельность направлена не только на производство конкретного вида товаров или оказание услуг, но и позволяет человеку создать наиболее благоприятные условия для развития и реализовать собственный творческий потенциал;
· Это некая реальность, формируемая конкретным субъектом труда, непосредственно связанным с ним. Так, понятие профессиональной деятельности раскрывает себя.
Проблема мотивов профессиональной деятельности.
Рассмотрим немного подробнее, какие проблемы могут возникать при мотивации трудовой деятельности. Существует немалое количество классификаций мотивов профессиональной деятельности. В зависимости от человеческих потребностей, которые легли в основу мотивов, можно выделить несколько групп:
· Материальные потребности направлены на вещи и предметы;
· Духовные потребности направлены на представления, образы и понятия, в зависимости от существующих интересов;
· Социальные потребности направлены на потребность в общения и социальном положении.
Социальные мотивы общественного характера накладывают своеобразный отпечаток на все потребности.
Основные понятия и определения.
Специальность представляет определенный комплекс специальной подготовки и практического опыта, умений, знаний и навыков, полученных путем специальной подготовки и необходимые для выполнения конкретного вида деятельности в той или иной профессии (хореограф, религовед, парикмахер, эколог, слесарь и другие). Конкретная специализация работника определяется конкретным видом профессиональной деятельности и разделением труда. Именно по специализации и определяется подготовка кадров, разработка планов и программ, а также разрабатывается и организуется учебный и трудовой процесс. В наши дни представлено огромное множество специальностей и профессий, которые объединены в несколько профессиональных направлений: судостроение, машиностроение, приборостроение; угольная, нефтяная, металлургическая, горнорудная, газовая и химическая промышленность; электротехническая, энергетическая и радиоэлектронная, строительная, лесная и многие другие виды промышленности, коммунальное хозяйство.
Квалификация , в переводе с английского, означает определенную степень проявления качественных достоинств. Это так называемый процесс оценивания качественного уровня, либо предусмотренные уровни подготовки выпускников или переподготовки специалистов в учебных заведениях. Таким образом, квалификация представляет собой определенную степень и вид обучаемости работки в профессиональной сфере, а также наличие умений, знаний и навыков, требуемых для выполнения конкретных видов работ. Она отражается в тарификации, т.е. присвоении тарифного разряда в зависимости от уровня квалификации. По мере присвоения разряда определяется и пригодность каждого сотрудника к выполнению конкретного вида работ в данной сфере. Характеризуется она точностью, сложностью и ответственностью за ее выполнение. Выделяют четыре уровня квалификации каждого сотрудника:
· Первый – полностью соответствует основному и среднему образованию;
· Второй – соответствует профессиональному начальному образованию;
· Третий – соответствует профессиональному среднему образованию;
· Четвертый – соответствует профессиональному высшему образованию.
Должность является единицей в штатном расписании, указывающей на соответствующую квалификацию работников и их образования. Она определяет непосредственные обязанности и задачи, поставленные перед каждым сотрудником компании. Проще говоря, должность – это служебное место каждого работника, определяющее конкретные полномочия и обязанности. Она характеризует права и обязанности каждого сотрудника, а также ответственность его перед выполняемыми функциями трудовой деятельности. Выступая в качестве первичного элемента управленческой структуры, она отражает правовое расположение каждого сотрудника в компании, наделяя его конкретными компетенцями.
Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление специалистам, работающим в той или иной сфере. Цель и задачи профессиональной деятельности вытекают из соответствующих ценностных систем, находящихся в основе данной профессии. При этом профессиональные ценности, с одной стороны, являются конкретизацией общественных ценностей, т.е. отражают нравственные ориентиры и предпочтения всего общества в данный момент его развития; - с другой стороны, профессиональные ценности существуют в рамках определенной профессии и играют роль регулятивного механизма конкретной профессиональной деятельности. Взаимодействие между профессиональными группами и обществом осуществляется следующим образом: профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и обеспечивает ей общественное признание.
В современной литературе профессиональная деятельность чаще всего определяется как вид трудовой деятельности, или вид труда, возникающий вследствие профессионального дифференцирования человеческого труда. Отсюда содержание профессиональной деятельности работника предстает как содержание его функций, выполняемых в соответствии с разделением труда, причем, процесс профессионального труда состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих вещных и личностных компонентов.
Профессиональная деятельность в современном обществе представляет собой сложное, внутренне структурированное, многоаспектное явление. Наиболее актуальны следующие аспекты профессиональной деятельности:
- 1) Экономический аспект - характеризуется с позиций квалификации, оплаты, хозяйственной отрасли, функций и условий труда, а также форм подготовки, сроков, необходимых для получения профессиональной подготовки и т.д. С экономической точки зрения, содержание профессиональной деятельности интерпретируется в зависимости от использования технических средств - автоматизированных, механизированных, ручных. личность профессиональный деятельность
- 2) Социологический аспект основывается на анализе профессиональной деятельности с точки зрения вида труда, уровня его оплаты, престижности того или иного вида профессиональной деятельности, его влияния на социальную структуру общества.
- 3) Психологический аспект профессиональной деятельности включает в себя выделение следующего круга проблем: взаимодействие техники и человека, общение работников в процессе труда, исследование психологических качеств, которыми должен обладать представитель той или иной профессии и других психологических явлений, возникающих в процессе профессиональной деятельности человека.
- 4) В основе этического аспекта лежит сфера нравственных отношений людей в процессе профессиональной деятельности, их моральные и ценностные установки, поведенческие ориентиры, нравственно-этические критерии поступков, совершаемых в ходе реализации своих профессиональных обязанностей.
Как отмечает Е.М. Иванова, профессиональная деятельность - это сложный многопризнаковый объект, представляющий собой систему, интегрирующим или систематизирующим компонентом которого является субъект труда, и именно он определяет качества системы. «Техническое совершенствование трудового процесса, которое происходит постоянно, вносит серьезные изменения в организационную структуру профессиональной деятельности человека. Изменяются орудия труда, технологический режим, профессиональные задачи, взаимосвязь работников трудового коллектива, нормы выработки и т.д. Объективные изменения конкретного трудового процесса и профессиональной подготовленности специалиста, а также личностные установки, потребности, интересы, индивидуально-типологические особенности обусловливают перестройку психологической структуры профессиональной деятельности человека».
Влияние профессиональной деятельности на развитие личности настолько велико, что некоторые авторы полагают, что объем понятия «профессиональная деятельность» значительно шире, чем понятия «трудовая деятельность», и именно последнюю следует считать одной из форм профессиональной активности человека - трудовая деятельность есть «только часть, хотя и важнейшая, многообразных форм активности профессии, направленной не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самое себя»
Несомненно, профессиональная деятельность человека направлена не только на предмет труда. В ходе профессиональной деятельности, протекающей в определенных социально-экономических условиях, под воздействием предметной, материальной и социальной среды формируется личность человека, складывается особый профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, нормами деятельности и общения, чертами характера и другими психологическими и социальными особенностями. Однако утверждение о полной включенности предметного поля понятия «трудовая деятельность» в содержание категории «профессиональная деятельность» представляется нам неверным. Достаточно отметить, что трудовая деятельность не связана лишь с профессиональной активностью человека. Вне профессиональная трудовая деятельность человека многообразна и так же, как и профессиональная деятельность, существенным образом влияет на формирование и развитие личности.
Попытку синтезировать психологические аспекты изучения профессиональной деятельности предпринял В.Д. Шадриков, создав схему «Психологической системы деятельности». Он выделил следующие основные функциональные блоки данной системы:
- 1) мотивы профессиональной деятельности;
- 2) цели профессиональной деятельности;
- 3) программа деятельности;
- 4) информационные основы деятельности;
- 5) принятие решения;
- 6) подсистемы профессионально значимых качеств.
По мнению исследователя, именно мотивационный блок в системе профессиональной деятельности наиболее подвижен и является определяющим: «... на всем пути профессионализации наблюдаются существенные изменения в мотивационной сфере. Критическими моментами в генезисе мотивации являются принятие профессии и раскрытие личностного смысла деятельности».
Внешняя характеристика профессиональной деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности. Предмет труда - это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует. Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него. Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.
Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.
10. Понятие профессиональной деятельности.
В современных условиях труда везде требуются профессионалы, но нельзя не признать, что далеко не все люди, долго и неплохо работающие по определенной профессии, специальности, обладают необходимым профессионализмом.
В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков и др.) . В психологии труда и смежных областях психологии появились исследования, посвященные профессиональной деятельности, требованиям профессией, профессиональному отбору и подготовке (работы В.А.Бодрова, Э.Ф.Зеер, Ю.К.Стрелкова и др.) . Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК – профессионально-важных качеств, их формированием и оценкой. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей, только числящихся профессиональными работниками. Следует признать, что задача раскрытия психологических механизмов формирования и развития профессионализма человека еще не нашла своего решения.
В данной статье мы пытаемся внести свой вклад в ее решение, рассматривая профессионализм субъекта труда как особое индивидуальное психическое образование. При исследовании проблем профессионализма считаем необходимым дополнить сложившийся «элементный» ПВК-подход к профессионализму человека новым концептуальным подходом, опирающийся на разработки инженерной психологии . Именно в инженерной психологии было выработано специфическое понимание профессионализма, в основе которого лежит сформированная в учении, труде и тренаже образно-понятийно-действенная модель сложной профессиональной деятельности.
Кратко рассмотрим основные положения предлагаемого подхода к профессионализму субъекта труда.
1. Понятие профессиональной деятельности и профессионализма. В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека. Мы исходим из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма – специфического свойства, характеризующего человека-профессионала.
В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы исходят из имплицитного понимания профессионализма, подразумевающего высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Но в таком случае, необходимо уточнить используемое понятие «профессиональная деятельность», что позволит избежать неоднозначности его толкования. Как говорил Р.Декарт, «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».
Под профессиональной деятельностью в общем случае мы понимаем сложную деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения. Именно сложность трудовых функций для человека и предает деятельности профессиональный характер . Таким образом, сложность труда, диктующая необходимость длительной профессиональной подготовки субъекта, а также необходимость наличия у него определенных свойств, обеспечивающих успешность в этой деятельности, является основным признаком, позволяющим дифференцировать профессиональную деятельность от простого трудового занятия.
Для овладения профессиональной деятельностью необходимо специально учиться, овладевая комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков , в то время как относительно простые трудовые занятия не требуют длительной профессиональной подготовки и не предъявляют высоких требований к свойствам исполнителя. Нельзя не согласиться с Г.В.Суходольским, который пишет, что «любой труд, заниматься которым без подготовки или после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки может любой здоровый, т.е. трудоспособный человек, должен быть отнесен к непрофессиональному труду» .
В то же время недопустимо сводить процесс профессиональной подготовки к обучению в примитивном его понимании (как к «школярству» или «натаскиванию» в определенной предметной области). Нам представляется, что это протяженный во времени процесс овладения комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков связан с формированием у человека внутренней (психической) образно-понятийно-действенной (концептуальной) модели профессионального труда.
В процессе профессионализации человека происходит возникновение и проявление некоторого его системного свойства, отражающего степень индивидуальных возможностей решать профессиональные задачи на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение заданного времени. Таковым свойством является индивидуальный профессионализм.
Таким образом, под профессионализмом нами понимается свойство человека, выполняющего сложную, не всем доступную работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно. Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
В феномене профессионализма отражена такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Поэтому, в общем случае, профессионализм следует рассматривать в двух аспектах:1) как продукт индивидуального профессионального развития человека; 2) как продукт развития профессионального сообщества и профессии как социального института.
Мы рассматриваем профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда. Профессионализм неизбежно связан с профессиональным самосознанием человека. Профессиональное самосознание включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. Таким образом, профессионализм выступает не только как психологический, но и как своеобразный социокультурный феномен.
Внешними признаками становления профессионализма является достижение субъектом труда высокой эффективности, качества и надежности труда, внутренними – психологическими признаками является сформированность концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД), которая обеспечивает субъекту совокупность профессиональных умений достигать высоких трудовых результатов.
2. Профессионализм человека как системное образование. Психологический феномен профессионализма необходимо рассматривать как системное образование, характеризующее организацию психику человека-профессионала в целом. Анализ профессионализма как комплексного феномена подразумевает его изучение как свойства, как процесса, как состояния человека-профессионала .
Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека.
Профессионализм, рассматриваемый как процесс (закономерное, последовательное изменение) имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий. Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:
а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока;
б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенным внутренних и внешних критериев;
в) стадию суперпрофессионализма или мастерства, которая соответствует приближение к «акме», т.е. вершине профессиональных достижений;
г) стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).
Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма – это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия) в тех или иных подсистемах организма. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешним признакам. Профессионализм, понимаемый в указанном смысле (как состояние), активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды.
Описание профессионализма как системы следует проводить с трех точек зрения или подходов: функционального, морфологического и информационного. Использование указанных подходов применительно к конкретным профессиям позволяет выявить функции и критерии профессионализма, а также проводить анализ профессионализма и его составляющих его подсистем в динамике их становления.
3. Профессионализм как психологический синдром и его психологическая интерпретация. Профессионализм человека не достаточно рассматривать как совокупность отдельных признаков (симптомов) человека-профессионала (что характеризует традиционно сложившийся «ПВК-подход»); это более сложная системная единица – симптомокомплекс или, иначе, синдром. Термин «синдром» часто ассоциируется с «клиническим» подходом и патологией. Однако в психологии понятие синдрома используется и в более широком смысле – для характеристики сочетаний определенных психологических признаков (симптомов), объединенных единым механизмом возникновения и развития рассматриваемого явления. Понятие «личностные синдромы» использует А.Маслоу при изучении самоуважения и защищенности личности, Э.Фромм пишет о «синдроме роста». А.Л.Венгер использует понятие синдрома при анализе эмоционального сгорания.
При «синдромном подходе» к профессионализму следует выделять исходные психологические предпосылки его формирования и развития, а также некоторое ядро, в которое входит: а) психологические особенности человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности); б) особенности его профессиональной подготовки и профессиональной деятельности; в) особенности профессионального взаимодействия специалистов в процессе деятельности .
Синдром профессионализма представляет собой одну из важнейших сторон индивидуальности человека. Профессионализм проявляется в способности человека эффективно выполнять сложную деятельность, преодолевая объективные и субъективные трудности, возникающие при взаимодействии с профессиональной средой.
Предлагается психологическая интерпретация «синдрома профессионализма» как результата формирования и функционирования особого «психического органа» – концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД). Концептуальная модель включает в себя жизненный опыт человека и знания, полученные при специальном обучении, в самой профессиональной деятельности, а также в процессе взаимодействия со специалистами в процессе совместного труда.
Таким образом, профессионализм человека не сводим к профессиональной компетентности: (т.е. человек профессионал не только «знает как» делать, но умеет эти знания реализовывать в конкретных условиях «умеет и делает так». Важна и эффективность профессиональной деятельности, т.е. соизмерение ее результатов с затратами.
4. Становление профессионализма как процесс построения психической модели профессионального труда, а также формирования профессионального самосознания. Важнейшей психологической детерминантой становления профессионализма человека является процесс формирования, поддержания и постоянного уточнения (развития) концептуальной модели деятельности. Концептуальная модель (КМПД) содержит три основные составляющие: образную, понятийную и действенную. Образная составляющая синтезирована из оперативных (быстро меняющихся) и неоперативных (относительно стабильных, константных) образов ситуаций, фрагментами которых являются образы-цели, образы объекты и образы-условия деятельности. Понятийная составляющая концептуальной модели состоит из названий объектов, субъектов, причинно-следственных и других отношений, из всего того, что можно выразить с помощью понятий, определений и т.д. Отметим, что у человека большинство образов внешних объектов может быть вербализовано, т.е. выражено в понятийно-словесной форме. Справедливо и обратное: большинство понятий имеет или может получить конкретно- или абстрактно-образные аналоги. К полиморфизму образно-понятийных отношений в КМПД необходимо стремиться при профессиональной подготовке специалиста. Конечно, далеко не все в деятельности профессионалов может быть вербализовано. Но вербализация, т.е. понятийно-словесное выражение для описания умений, необходима и для передачи профессионального опыта, и для последующего самоконтроля в деятельности. Третья составляющая КМПД – ее действенность. Концептуальная модель реализуется в действиях субъекта и управляет ими. При этом действия, их цепочки и сочетания отображаются в концептуальной модели в виде образных и/или понятийных комплексов.
Ниже, в таблице приводится сравнительная характеристика концептуальной (образно-понятийно-действенной) модели деятельности у профессионалов и непрофессионалов. При этом мы исходим из того, что концептуальная модель содержит три основные составляющие: образную, понятийную и действенную. В свою очередь, образная составляющая синтезирована из оперативных (быстро меняющихся) и неоперативных (относительно стабильных, константных) образов ситуаций, фрагментами которых являются образы-цели, образы объекты и образы-условия деятельности.
Характеристики концептуальной (образно-понятийно-действенной)
модели труда у профессионалов и непрофессионалов
Характеристики концептуальной модели
Составляющие
концептуальной модели
Субъекты труда –
профессионалы
Субъекты труда –непрофессионалы
ОБРАЗНАЯ
составляющая модели
Большинство образов (целей, объектов, условий, средств деятельности и др.) может быть выражено в словесно-понятийной форме
Многие образы (целей, объектов, условий, средств деятельности или др.) не подаются корректной вербализации в форме понятий.
Оперативная, быстро изменяющаяся часть
Целостность
Высокая динамичность
Фрагментарность
Недостаточная динамичность
Неоперативная, относительно постоянная часть
Избыточность.
Адекватность с допустимой погрешностью
Неполнота.
Не адекватность реальной ситуации, искаженность.
ПОНЯТИЙНАЯ
составляющая модели
Характеристика профессиональных знаний: обширность, систематичность, готовность к припоминанию и использованию.
Большинство понятий имеет конкретно-образные или абстрактно-образные аналоги и дериваты
Характеристика профессиональных знаний: узость, несистематичность, отсутствие готовности к припоминанию и использованию.
Большинство понятий не имеет образных аналогов аналоги
ДЕЙСТВЕННАЯ
составляющая модели
Действия, их цепочки и сочетания отображаются в сознании субъекта в виде образных и / или понятийных комплексов
Большинство действий не может быть отображено в сознании субъекта в виде образных и / или понятийных комплексов
Отметим, что к полиморфизму образно-понятийных отношений в концептуальной модели необходимо стремиться при профессиональной подготовке.
Готовность к изменениям (коррекции) КМПД в соответствии с поступающей извне информацией является необходимым условием профессионального развития. Отсутствие готовности к изменениям КМПД становится причиной профессиональной деформации субъекта труда .
5. Индивидуальный ресурс профессионального развития человека как необходимое условие успешной профессионализации. Существует некоторая совокупность свойств человека, которая обеспечивает возможность успешного освоения профессией, эффективную профессиональную деятельность и развитие профессионала. Эта совокупность свойств обозначена нами как индивидуальный ресурс профессионального развития человека (ИРПР). Он характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленность на самореализацию. Важнейшей составной частью ИРПР является профессиональная пригодность человека. Рассматриваемая как построенная в познавательных целях модель системы свойств профессионала, ИРПР характеризуется определенным составом и структурой .
В результате конкретных исследований установлено, что деятельность сотрудников, не обретших необходимого профессионализма, но вынужденных выполнять работу в условиях нормальных профессиональных требований, имеет для них стрессогенный характер, а их индивидуальный потенциал ориентирован не на развитие, а лишь на адаптацию. При этом «экстремальный» характер ситуаций определяется не внешними факторами среды, а неготовностью «внутренних» средств субъекта труда.
6. Оценка сформированности профессионализма. При оценке уровня профессионализма субъекта труда целесообразно выделять две группы критериев. Первая группа – внешние (объективные) критерии, ориентированные на оценку результативности выполнения профессиональной задачи. Вторая группа – внутренние, психологические критерии, характеризующиеся следующими показателями: а) ПВК – профессионально важные качества, профессиональные знания, умения и навыки; б) профессиональная мотивация; в) профессиональная самооценка и уровень притязаний; г) способность к саморегуляции и стрессоустойчивость; д) особенности профессионального взаимодействия; е) общая физическая тренированность .
Внешним индикатором профессионального роста субъекта профессиональной деятельности, является повышение эффективности его труда. Для большинства видов профессиональной деятельности эффективность достаточно полно описывается аддитивной функцией, включающей следующие частные критерии: экономические; социальные; психологические и «клиентоцентрированные» .
Становление профессионализма человека является не монотонным процессом. В своем профессиональном развитии человек проходит через некоторые кризисные точки, после которых он либо выходит на новый уровень профессионализма, либо возвращается на предшествующий кризису уровень выполнения профессиональных задач.
Предлагаемая психологическая концепция становления профессионализма человека распространяется и на подготовку профессионалов, и на их профессиональную деятельность, позволяет оценить уровни профессионализма субъекта труда (включая особенности его индивидуального стиля деятельности), а также используемые стратегии профессиональной адаптации.
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учеб. пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
2. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. – Альманах СО РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып. 4. – С.18-30.
3. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. – М.: ТЕЗАРУС, 2001, № 22. – С.44-45.
4. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – 242 с.
5. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: Распространение категорий и концепций инженерной психологии на предметную область психологии профессиональной деятельности. – Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2002. – 234 с.
6. Дружилов С.А. Психологический синдром профессионализма // Материалы научно-практич. конф. «Ананьевские чтения 2003». – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – С.131-133.
7. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии, 2003, № 4-5,– С.35-42.
8. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии, 2004, № 2.– С.56-62.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
10. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
11. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
12. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта: Моск. психолого-социальн. ин-т, 1998.
13. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М.: Изд-во УРАО, 2002.
14. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие. – М.: ИД «Академия»; Высшая школа, 2001.
15. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988.
16. Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. – М.: Моск. Психолого-социальный ин-т, Флинта, 1998.
Понятие и мотивы профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность.
Е.А. Климов выделяет следующие значения понятия «профессия».
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия накладывает свой «отпечаток» на всю жизнь человека).
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос о том, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.
3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет «производить» какие-то товары или услуги, но, главным образом, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для его развития.
4. Профессия как исторически развивающаяся система. Интересно, что само слово «профессия» восходит к латинскому profiteri - «говорить публично». Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться.
5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции».
Рассмотрим проблему мотивов трудовой деятельности. Существует много различных классификаций мотивов трудовой деятельности. Исходя из различия чисто человеческих потребностей, лежащих в основе мотивов (материальные потребности, направленные на вещи; духовные потребности или интересы, направленные на образы, представления и понятия), выделяют и соответствующие группы мотивов. К ним добавляют мотивы социальные, понимая под ними побуждения общественного характера. Отметим, что социальная природа человека накладывает отпечаток на всю мотивацию, на все его потребности без исключения. К собственно-социальным потребностям относят потребность в общении, в соответствующем социальном положении, а также побуждения общественного характера: возможность принести наибольшую пользу родине, помогать людям. Исходя из концепции Б.Г. Ананьева о человеке как индивиде, личности и индивидуальности, можно связать материальные мотивы с потребностями индивида, социальные - с потребностями личности, духовные - с индивидуальностью.
Широкое распространение в зарубежной психологии получила теория мотивации А. Маслоу. Он выделяет пять уровней потребностей человека:
1) основные физиологические потребности;
2) потребность в безопасности;
3) потребности в любви и социальной активности;
4) потребности в уважении и самоуважении;
5) потребность в самореализации.
Лишь после того, как удовлетворены потребности одного уровня, человек стремится к удовлетворению потребностей другого, более высокого уровня. А. Маслоу считает, что потребности в самореализации собственных возможностей, постоянном самосовершенствовании, творчестве в широком смысле слова доминируют у немногих людей, так как большинство занято изнурительной борьбой за удовлетворение других, основных, потребностей.
Определенный отпечаток теории А. Маслоу носит интересная классификация мотивов трудовой деятельности, предложенная польским психологом Т. Томашевским. Первую группу мотивов Т. Томашевский называет мотивами выгоды. Мотивы выгоды, это, преимущественно, заработная плата, достойные жилищные условия и удовлетворение других материальных потребностей.
Т. Томашевский считает, что работник должен представлять себе зависимость между производительностью труда и получаемой выгодой. Поэтому важно, чтобы в процессе самой работы он мог видеть полученные результаты, периодически имел информацию о достигнутых им качественных и количественных показателях. Если такая информация поступает к работнику слишком поздно или «из третьих рук», эффективность всех стимулирующих мероприятий значительно снижается, а в некоторых случаях у работников может возникнуть чувство обиды, которое чревато снижением производительности их труда.
A. И. Зеличенко и А.Г. Шмелев предлагают следующую систему внешних и внутренних мотивационкых факторов труда, которые могут быть использованы не только для выявления готовности человека эффективно трудиться, но и в целях профессиональной ориентации самоопределяющихся клиентов:
1. Внешние мотивационные факторы:
- факторы давления - рекомендации; советы; указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.; требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности);
- факторы притясисеиия-отталкивания - примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки);
- факторы инерции - стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений).
2. Внутренние мотивационные факторы:
- собственные мотивационные факторы профессии - предмет труда; процесс труда (привлекательный - непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие - однообразие деятельности, детерминированность - случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный - коллективный труд, возможности развития человека в данной сфере деятельности); результаты труда;
-условия труда - физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов); организационные условия (самостоятельность - подчиненность, объективность - субъективность в оценке труда);
- социальные условия (трудность - легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный - ограниченный режим; социальный микроклимат);
- возможности для реализации внепрофессиональных целей - возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; возможности, предоставляемые работой и профессией для общения.
Естественно, при рассмотрении проблемы повышения трудовой мотивации правомерно поставить проблему повышения этой мотивации. Согласно ПК Уайту, можно выделить два основных постулата в проектировании и совершенствовании трудовой деятельности:
1) работа должна проектироваться с учетом человека;
2) сами работники должны участвовать в этом процессе.
Г.К. Уайт выделяет следующие основные подходы к повышению мотивации труда:
1. Проектирование внешней трудовой мотивации. По заданиям - требования к заданиям должны быть значимыми, понятными, обеспечивать обратную связь с руководителем. По организации труда - организация труда должна способствовать достижению цели, обеспечивать соответствующую поддержку и контакты, создавать возможности обучения и получения необходимой информации. По характеристике рабочей обстановки - справедливая оплата, корректное поведение персонала, эстетическая привлекательность обстановки.
2. Проектирование внутренней мотивации работника предполагает: ответственность самого работника, свободу его действий, участие работника в планировании (особенно при разработке и внедрении инноваций).
3. Концепция «эквивалентного обмена», особенно для монотонных производств, где монотонный труд как бы «компенсируется» разнообразием способов выполнения, темпом выполнения задания (определяемым самим работником), местом (условиями) работы (данная концепция играет важную роль во взглядах Г.К. Уайта).
4. Концепция «оптимальности» при формировании мотивов труда предполагает, что у каждого человека существует индивидуальный «порог», за которым наступает слишком большое (чрезмерное) разнообразие, ответственность и т.п., что приводит к стрессам и конфликтам. Наиболее ярко это проявляется при недостаточной квалификации, образовании и дефиците нужной информации.
5. Оплата должна соответствовать ожиданиям работников. Соответственно сами эти ожидания должны исследоваться, специально формироваться (в сторону их адекватности затраченному труду и квалификации).
Как отмечает К. Замфир, «один из эффективных методов гуманизации труда на предприятиях - обогащение знаний каждого о самом себе и других».